Замок Кастелло Эстенсе в Ферраре

  • info-dimurra
  • 25.02.2023
  • 0

Замок Кастелло Эстенсе в Ферраре

Один из самых красивых замков Италии сочетает в себе средневековые и возрожденческие архитектурные особенности. Желание местных правителей защитить себя позволило свету увидеть чудо, сохранившееся до наших дней.

В 1782 году под именами графа и графини дю Нор скрывались цесаревич Павел Петрович и его молодая жена, путешествовавшие по Европе инкогнито. Павел пришёл в совершенный восторг от главной достопримечательности Феррары — Кастелло Эстенсе, или замка Святого Михаила. Это сооружение так врезалось в его память, что спустя годы он построил себе такой же основательный дворец — Михайловский замок…

Дом семьи д’Эсте

Городок Феррара в дельте реки По имеет долгую историю. Основанный беженцами из Аквилеи в 452 году, он был и лангобардской крепостью, и папским владением, и сценой борьбы между гвельфами и гибеллинами. Первый сеньор Феррары из итальянской ветви рода д'Эсте Аццо VII, гвельф, захватил Феррару, отбив её у гибеллинов в 1264 году. Феррара досталась его незаконнорожденному внуку Обиццо II, тоже гвельфу. В 1276 году он получил титул маркиза и все права на Феррару.

Раннесредневековая Феррара первоначально росла вокруг крепости Каструм Би-зантино на островке между руслом реки По и её рукавом Волано, затем центр города переместился на улицу Сводов по левому берегу Волано, где располагались резиденция архиепископа и главная городская площадь. В XII веке на месте резиденции началось строительство роскошного собора Святого Георгия. К XIV веку он был построен. А ещё в 1245 году точно напротив собора правители Феррары возвели первую резиденцию — Палаццо Муничипале. К 1385 году, когда на улицы Феррары выплеснулось народное негодование, они там жили больше сотни лет. Рядом с Палаццо торчали полуразрушенные крепостные стены и одинокая башня, составлявшая некогда с ними единое целое, с громким названием башня Льва.

Народный гнев в Ферраре был страшен. Толпа, недовольная новыми поборами, введёнными главным советником маркиза Никколо II, шла на городскую площадь с одним желанием — убивать. Никколо мог лишь с ужасом наблюдать, как подходят новые и новые жители Феррары, вооружённые ножами, палками и камнями. Они требовали выдать им того мерзавца, по чьей милости они голодают. Посовещавшись между собой, отцы города поняли: советника Томмазо придётся выдать. Срочно призванный архиепископ его исповедал и причастил, а потом несчастного выставили за двери.

И, как сообщал местный хронист, толпа его мгновенно порвала на куски. Все это маркиз наблюдал из окна. И принял решение: ни в коем случае не оказаться на месте Томмазо. Вскоре он пригласил в Палаццо архитектора Бартолино да Новара и заказал тому на северной стороне Палаццо построить более надёжное убежище, способное выдержать любую осаду и любой штурм. Так вот, из страха перед гневом народа и родился шедевр итальянского зодчества — замок Святого Михаила.

Роскошная крепость

Замок получил своё имя просто по стечению обстоятельств: первый камень в его фундамент был заложен в день святого Михаила. Архитектор исполнил все пожелания заказчика: окружил сооружение рвами с водой, пристроил к башне Льва ещё три — башню Маркизы, Святой Катерины и Святого Павла, соединил их валами с бастионами и равелинами, а с южной стороны сооружения сделал на уровне второго этажа навесной переход в Палаццо Муниципале. Теперь при опасности семейство владельца могло перебежать в замок и переждать там опасность. Никколо был нерасточителен. Излишеств вроде ненужной лепнины или шёлковых шпалер в новой постройке не было. Впрочем, после постройки замка в 1387 году прожил Никколо всего около года.

После его смерти Феррара перешла к его крайне религиозному брату Альберто, а затем его сыну — Никколо III, который оставил в Ферраре не только память о военных победах, но и вполне осязаемый след в виде множества внебрачных детей — маркиз был крайне любвеобилен и, как смеялись, не напрасно считался «отцом нации». Для Феррары он сделал много хорошего — приглашал именитых художников, возводил церкви и дворцы, устраивал при дворе пышные празднества и, конечно, облагораживал внутренний интерьер замка. Правда, все это забылось, а кровавую историю, связанную с замковой тюрьмой, помнят до сих пор. Туда Никколо отправил дожидаться казни свою вторую жену Паризину и внебрачного сына Уго, у которых был бурный роман.

После его смерти Феррарой правили его законные и незаконные дети — Леонелло, Борсо — первый герцог Феррары, Эрколе, при котором весь город был подвер гнут грандиозной перестройке, а Палаццо Муниципале был покинут навсегда, и резиденцией стал замок. Теперь он был не только пригодным для постоянной жизни, но и максимально комфортным, а ненадёжный переход превратился в арочную крытую конструкцию.

Эрколе II пригласил в Феррару архитектора Джироламо да Карпи, который полностью изменил внешний вид замка и превратил его из оборонительного сооружения в роскошный дворец — на модифицированных крепостных зубцах появилась балюстрада и вырос ещё один этаж. Внутренние помещения были перестроены в духе времени и роскошно оформлены.

Но и Эрколе не забывал о подвальных помещениях. И всё из-за распрей с братьями, которые пытались его убить. В результате двое из них оказались в тюрьме: один там и умер, второй получил помилование через 56 лет заточения и вскоре умер. Между прочим, второй женой Альфонсо, сына Эрколе, была Лукреция Борджиа. Не в последнюю очередь ей Кастелло Эстенсе обязан изысканными интерьерами.

Однако после его смерти из-за отсутствия прямых наследников замок был возвращён настоящим хозяевам — Ватикану. Семейство д'Эсте перебралось в Модену, а в Кастелло Эстенсе обосновались кардиналы-легаты. Замок принадлежал церкви вплоть до 1860 года, когда перешёл в собственность государства, а в 1874 году его приобрели власти Феррары.

Живописная отделка

Замок имеет входы с четырёх сторон и просторный внутренний дворик с галереями и колодцами. Последние — это наследие Средних веков, они сделаны на случай осады. А арочная галерея с фресками, от которых мало что сохранилось, — веяние Нового времени.

Из нижнего этажа замка можно попасть в подвал, где находилась тюрьма, — вниз ведёт мрачная лестница, вход в некоторые помещения сделан ниже среднего роста человека, вместо окон — зарешеченные бойницы. А рядом — зальца Кордоло, то есть сторожевой пост. На нижнем этаже в так называемых «готических залах» располагались четыре жилые комнаты владельцев замка, в перестроенном да Карпи восточном равелине — длинные узкие кухни, где готовили еду для всех его обитателей и гостей.

Второй этаж намного более уютный и комфортный. Герцог принимал посетителей в Правительственных покоях, ожидающие аудиенции могли его подождать в Приёмной, оба помещения были богато украшены фресками. Для обитательниц замка была устроена балюстрада с апельсиновым садом и лоджия, куда зимой переносили деревья. Для интеллектуальных занятий владельцев в переходе находился Пассаж Вакха, который в XVI веке превратился в «кабинеты редкостей». В Зале Истоков в башне Льва, больше известной тогда как «комната с зеркалами», стены и потолок украшали росписи, символизирующие четыре времени жизни человека — рассвет (детство), день (юность), закат (зрелость), ночь (старость).

Малый и Большой Залы Игр были расписаны фигурами атлетов и сценами разного рода спортивных состязаний. В зале Терпения в башне Святой Катерины молодой Альфонсо, ещё не ставший герцогом, устроил себе мастерские и кузницу, где проводил много времени. Во время отдыха он выходил прямо в небольшой садик на крыше.

При последнем герцоге для его жены Рене Французской в замке была устроена особая часовня — без ликов святых, с простыми стенами из мрамора. Только на потолке были изображены четыре евангелиста. Рене была кальвинисткой и покровительствовала этой конфессии. Недовольный муж донёс на неё инквизиции, а сын заставил покинуть Италию.

В XVIII веке в помещениях, где когда-то жила Лукреция Борджиа, была устроена Зала Деволюции с росписями на тему изгнания герцогов д'Эсте из их замка. Тогда же был украшен морскими и сельскими ландшафтами и множеством декоративных элементов Зал пейзажей. В XIX веке по заказу кардинала Томмазо Бернетти в его апартаментах, расположенных напротив залы Терпения, были сделаны росписи из эпохи Троянской войны, из-за чего они стали называться Залом Гектора и Андромахи.

Источник: ufospace.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.