Иисус Христос, как известно, родился в Вифлееме, провёл детство в Назарете и был распят в Иерусалиме. Но на далёких Британских островах бытовало предание, что в детстве Иисус побывал вместе со своим родичем (не то дядей Марии, не то дядей его земного отца) в английском Авалоне. И было время, когда люди верили в это искренне и безоговорочно…
Как Иисус Христос оказался в Англии?
Английский поэт XVIII века Уильям Блейк когда-то написал такие строки:
И ступали ли ноги Иисуса
По зелёным английским холмам?
И видал ли кто Агнца Божьего,
Беззаботно идущего там?
Не удивляйтесь: во времена Блейка легенда о посещении Иисусом английской земли была весьма распространена.
Апостолы на берегах Темзы
Родилась она гораздо раньше XVIII века и периодически то почти исчезала, то вновь возникала.
Англия была вполне благодатной страной для её рождения, ведь во времена Иисуса, через 10 лет после казни его на Голгофе — в 43 году, началось завоевание Британии римлянами. Британия, как и Палестина, стала римской провинцией. Христианские апостолы отправились учить народы на юг, на запад, на восток и на север.
Правда, в посланиях апостолов о будущей Великобритании нет ни слова. Зато в сочинениях византийских агиографов упоминается святой Пётр, который учил в Галлии и Британии, вёл там миссионерскую деятельность и святой Павел, а первым на острова прибыл Симон Зилот.
Оставим апостолов с их проповедями на совести византийских богословов, поскольку первые христианские проповедники, что засвидетельствовано документально, появились в Великобритании лишь в V-VI веках, и это были святой Патрик и святой Колумба, не считая, разумеется, легендарного мученика святого Альбана, жившего в IV веке. Однако предания называют ещё одного апокрифического апостола бриттов — Иосифа Аримафейского.
Вместе с Иосифом
В Евангелиях Иосиф Аримафейский упоминается всего несколько раз. Иоанн называет его тайным учеником Христа, Лука — добрым и правдивым человеком, членом Синедриона, а Марк и Матфей сообщают, что именно он просил у Пилата дозволения забрать тело казнённого Иисуса для погребения. Зато апокрифы дают бездну сведений о происхождении, жизни и смерти Иосифа и называют его без обиняков самым главным апостолом. Ему даже приписывают апокрифическое евангелие «Смерть Марии».
Иосиф Аримафейский, по апокрифическим текстам, считался не то дядей Марии, не то дядей Иосифа, то есть происходил тоже из колена Давидова (или, по другой генеалогии, из левитов). Он был богатым купцом, возможно, владел собственным кораблём и регулярно совершал плавания на Оловянные острова, то есть в Британию. Как-то он взял с собой малолетнего Иисуса, который научил его как правильно добывать олово и очищать его от примеси вольфрамита. По другой легенде, Иосиф взял Иисуса с собой в уже сознательном возрасте, который совершенно не освещён в Евангелиях, в те самые неизвестные 18 лет его жизни.
И чем больше легенд и сказаний об Иосифе появлялось, тем значительнее становилась его фигура. Англичанам было на что роптать: свой апостол имелся у Испании — святой Иаков, у Рима — святой Пётр, у Франции — святой Филипп, а у британцев — никого. Так что в XV веке они практически официально признали Иосифа своим апостолом, а легенды добавили к систематическим визитам апостола в Британию и посещение этой земли самим Иисусом. Ну почему бы дяде Иосифу не захватить с собой малолетнего родственника?
Впрочем, к XV веку Иосиф Аримафейский стал уже почти исторической личностью, и всё благодаря рыцарским романам артурова цикла. А в XVI веке королева Елизавета использовала Иосифа, чтобы доказать, что англиканская церковь… древнее римской!
В поисках Святого Грааля
Короткие упоминания в Евангелиях сочинители романов превратили в многостраничное повествование. Особо отличился в прославлении Иосифа Робер де Борон. Он описал жизнь этого апостола в «Романе о Граале». Начиная с того, что благодаря Иосифу исполнилось пророчество Исайи об Иисусе: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого». И с обвинений, которые пали на его долю после исчезновения тела Христа и слухов, что он собрал в священный сосуд кровь казнённого, за что Иосиф был заточен в темницу, но чудесным образом освобождён. После освобождения апостол решил покинуть негостеприимный Иерусалим и с 12 соратниками бежал сначала через Средиземное море, а потом и вовсе — в Британию. С собой он вёз драгоценную реликвию — Святой Грааль.
Как уверяли английские епископы на Базельском соборе, ссылаясь на «достоверные древние книги и архивы, в особенности на архивы аббатства Гластонбери в епархии Бата», Иосиф прибыл в Англию, где обратил в христианство людей без счета, а на пожертвования возвёл церковь — вероятно, первую церковь на островах, — из неё потом образовалось аббатство Гластонбери. К тому же попутно он сотворил несколько чудес, несомненно, отобранных у легендарного волшебника Мерлина — превратил посох в боярышнико-вый куст и извлёк из камня целебный источник. Кроме того, он был первым хранителем копья Лонгина и Грааля с кровью и потом Христа, владельцем меча царя Давида — будущего Экскалибура, а также положил начало королевской династии, из которой вышел король Артур. Последнее было очень даже немаловажно: таким простым способом — через Иосифа и короля Артура — торилась дорожка к родству британских монархов с самим Иисусом! Единственное, что доказать оказалось сложнее, чем придумать, — связать родословную короля Артура с реально существующими королевскими домами. Короли бриттов, к несчастью, были уничтожены нормандскими завоевателями.
Короли из рода Давидова
Но верноподданные авторы изо всех сил старались ввести Иисуса и его родственников в генеалогию королей! Уже в Средние века появилась легенда, что одно из потерянных колен Иудейских следует искать именно в Британии, и что мать Иисуса Мария происходила как раз из этого колена, осевшего в Корнуолле.
Другая версия легенды и вовсе лишала Марию иудейских кровей — она, оказывается, была истинной британкой. Вот потому-то у неё и был светлый цвет лица, и у Иисуса тоже. Правда, каким образом мать Девы Марии позже оказалась в Иудее и почему Евангелия об этом молчат, легенда не объясняла. Зато богословам и поэтам идея пришлась по вкусу. Хорошо ведь иметь королей одной крови с самим Сыном Божьим! Британской, чистой крови!
Так что Иисус не случайно несколько раз побывал на Оловянных островах, он просто посетил, так сказать, отчий край, землю предков, даже прошёл обучение магии у друидов. А Иосиф, явившись после трансформации родича в одну из частей небесной Троицы, обратил британских друидов в ярых последователей Христа и создал там первые монастыри. Недаром, совсем недаром, поэт Уильям Блейк рисовал пастораль с бродящим по изумрудным холмам Иисусом. Во время Английской революции, британцы, охваченные мессианством, собирались посадить на королевский трон Иисуса Христа. Казнь Карла так на них подействовала, что они провозгласили приход тысячелетнего царства, «пятой монархии», о которой гласит текст Апокалипсиса. Наряду с Иоанном Богословом и пророком Даниилом упоминали в своих воззваниях они и Иосифа Аримафейского. Причём торопили сограждан передать престол Иисусу, а то, не ровен час, другое государство перехватит инициативу и тысячелетнее царство благоденствия наступит не в Британии. Кромвелю эти призывы так надоели, что он членов «пятой монархии» посадил в тюрьму. После реставрации королевской власти их выпустили, но тысячелетнее царство не наступило — время, очевидно, было упущено, Иисус не возжелал воссесть на английский трон.
О первом британском апостоле Иосифе Аримафейском, впрочем, не забывали. Он оказался очень полезен для притязаний набиравшей мощь колониальной державы, не потерял значимости и после её распада. Даже сегодня некоторые британцы верят, что аббатство Гластонбери основано этим самым Иосифом, а знаменитый коронационный «Скунский камень» является на самом деле легендарным «камнем Иакова», и первоначально он хранился не в Шотландии, а именно в Гластонбери. Его доставили из Иудеи на магическом корабле Иосифа Аримафейского, унаследованном тем напрямую от царя Соломона.
Журнал: Загадки истории №23, июнь 2022 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Михаил Ромашко
Источник: ufospace.net