С изображениями божеств, царей и цариц Египта знакомы очень многие, если не все, но кроме широко известных сцен имеются гораздо более многочисленные мелкие и неясные сверхъестественные фигуры, о которых упоминается очень мало. Большинство из этих существ попадают в категорию сверхъестественных существ, известных как демоны. Упоминания о подобных существах встречаются и в современную эпоху, что дает еще один повод посмотреть на них с точки зрения древней истории.
Для этих таинственных сущностей заметна явная преемственность во времени, но изучение их все еще находится в зачаточном состоянии. Исторически существование чего-то, что можно было бы распознать как демоническое, впервые было зарегистрировано задолго до письменных свидетельств, в изображениях из наскальных рисунков ледникового периода. Эти существа имеют человеческие тела, но с головой животного, в частности, так называемый «козий демон» был одним из первых. Возможно, потому что это также может быть человек в маске животного, мы называем их демонами, а не монстрами. Монстры же как таковые впервые появляются намного позже, после изобретения письма, и часто имеют человеческую голову, но тело животного.
Достаточно широкую известность с давних времен получил культ экзорцизма Зар. Значение этого слова сейчас достоверно уже не установить, но, вероятно, оно произошло из североафриканского языка, переведенного на арабский язык как заимствованное слово, означающее «посещение». Культ Зара — это народная магическая традиция из Северной Африки и Ближнего Востока, в основном Египта и Судана, а также Ирана. Он использует музыку и танец для «изгнания» навязчивых духов или джиннов. В наши дни обряды это культа продолжают довольно широко практикуются в Египте, но, как правило, считаются женской тайной.
В 1930-х годах Ханс Винклер встретил несколько духовных медиумов в Египте и смог записать их истории в живом отчете под названием «Призрачные гонщики Верхнего Египта». Его главным информатором был Абд аль-Ради, человек, которого регулярно одерживал призрак своего дяди, с помощью которого он передавал сообщения тем, кто приходил к нему за помощью. Винклер объединил эту работу с новаторскими исследованиями наскального искусства пустыни, Сигил и «Персонажей» исламского колдовства, соединив, тем самым, исламский и доисламский мир магических знаков и символов.
За последние несколько лет эту работу существенно расширили несколько новых исследований. С 1980-х годов академическое изучение магии произвело революцию благодаря таким практикам и ученым, как Роберт Ритнер. Он раскрыл детали древнеегипетской демонологии и показал, как она в конечном итоге стала движущей силой всей египетской магии.
Бог Сет или Сет часто выступает в качестве архетипа демонической сущности и лидера демонической орды. Обманчивая природа Сета хорошо известна, но многие из его неоднозначных качеств могут быть присущи и другим богам. Так, например, в том, что, возможно, является самым старым драматическим текстом в мире, «Сражения Гора и Сета», добрый бог Осирис угрожает демонической атакой против других богов в небесном трибунале, если они не поспешат и не примут решение. Богиня-львица Сехмет также может приносить болезнь, будучи ответственна за ежегодные эпидемии чумы, поразившие Египет в опасное междуцарствие между старым и новым годом. Те, кто уступили, были поражены одной из семи ее смертоносных стрел, которые часто олицетворяли собой демонических эмиссаров.
Магия часто включает взаимодействие с болезнетворными сущностями, сверхъестественными или божественными воплощениями ужасных эпидемий или оспы. В позднеклассических индуистских культурах есть такие же глубоко неоднозначные, «демонические» богини. Таким образом, хотя «египтяне не жили в страхе перед капризами своих богов, и египетское богословие не зацикливалось на мстительной или ревнивой природе бога, исцеляющие заклинания часто объединяли демонов и богов в качестве возможных причин. болезни.
Достаточно известна древнеегипетская стела Бентреш, которая содержит подробный отчет об отношениях между Великим царем Рамсесом и далеким княжеством Бахтан. Дипломатические отношения между странами были укреплены браком сестры бактрийского принца, которая становится одной из многих королевских жен Рамсеса. Спустя годы с родины юной королевы приходят новости о том, что таинственная болезнь охватила тело ее младшей сестры Бентреш, одержимой духом по имени Ахв.
Рамсес вызывает священников из Фиванского Дома Жизни, прикрепленного к храму бога луны Хонсу, экспертов в магии и демонологии. Один из них отправляется в Бактрию для расследования и сообщает, что принцесса Бентреш действительно одержима духом и что он враг, которого он может победить, хотя священнику сначала нужна особая статуя, чтобы закончить работу. Этот вид магии изображений со статуями — это хлеб с маслом древнего колдовства. Статуя, представляющая особую форму лунного бога под названием «Хонсу-который-определяет-судьбу», должным образом отправлена из храма в Бактрию.
После очень долгого путешествия прибывает «бог» и готовится к магической защите, чтобы вылечить пораженную принцессу. Сделать это можно было с помощью большого праздника с подношениями духу, что и было выполнено. Принц устроил большой пир на весь день, в конце которого дух ушел, а принцесса была исцелена. Подобная техника выполнения желаний является основной в египетской магической практики.
Эта история удивительно похожа на миф об основании современного культа Зара, рассказанный Энно Литтманом еще в 1930-х года. Это еще раз показывает, что «экзорцизм» в античной магии не предполагает насильственного изгнания духа, по крайней мере, не в качестве предпочтительного варианта. «Экзорцизм» — это скорее диалог или транзакция, которая в данном случае заканчивается бурным празднованием, на которой все участники, включая и самого больного человека, активно веселятся.
И вполне возможно, что демонология может вернуться в наше время в качестве дополнительной терапии, возможно, более старой версии лечения разговором. А учитывая то, что древние документы демонстрируют более тонкий подход к демонической реальности, можно утверждать, что до сих пор неясно, оказало ли это в итоге положительное или отрицательное влияние на древний разум.
Источник: salik.biz