Бытует мнение, что все арабы обязательно мусульмане. Однако не всё так однозначно. Некоторые арабские племена приняли христианство ещё в I веке, у лахмидской династии в IV-VI веках было даже своё христианское государство на восточной окраине Сирийской пустыни. До сих пор они почитают свои традиции.
Арабы принявшие христианство
Лахмидские и гассанидские цари сделали очень много для развития христианской церкви. Несторианское христианство было широко распространено среди арабских племён Персидского залива, монофизитское — в Сирии и на юге Аравии. К тому времени, когда появился ислам, эти арабы давно уже были христианами. И менять свою веру они не собирались…
Великие чудеса
До христианства некоторые арабские племена исповедовали иудаизм. Ведь по крови они были ближайшими родичами евреев, тоже семитами, языки у них были схожие, и они легко перенимали веру в единого Бога у более развитых соседей.
Но большинство арабов пребывало в язычестве. В израильском государстве их не жаловали, ведь эти кочевники поклонялись камням и совершали кровавые человеческие жертвоприношения. Как и другие полудикие народы, они верили в магию и чудеса. Новая вера с обилием чудес не могла их не заинтересовать. Христос ходил по воде, волшебным образом умножал продукты питания, превращал воду в вино, исцелял больных и воскрешал мёртвых. То, что вызывало гнев у правоверных иудеев, их восхищало. Настоящий Бог. Первые христианские миссионеры именно на чудеса и делали упор в своих проповедях. Не удивительно, что арабские вожди стали принимать христианство.
Ведь с другой монотеистической религией, иудаизмом, все было не так просто. Даже приняв иудаизм, араб всё равно оставался арабом, то есть был в израильском обществе человеком второго сорта. На него смотрели как на чужака. А в христианской среде вопросами происхождения неофита никто даже не интересовался, ведь сказал же Христос для всех непонятливых — несть ни эллина, ни иудея, в новой религии все они братья и сестры. Недаром апостол Пётр, проповедуя в Иерусалиме, не забыл упомянуть, что имя Божье верующие славят каждый на своём языке, в том числе и арабы.
Пётр даже пояснил, за что арабы славят Иисуса — за чудесные дела Божьи! А апостол Павел встретил в Аравии уже полностью христианизированные тамошние племена.
Первый епископ
К IV веку христианство уже широко распространилось по всей Месопотамии, Аравии и Синаю. В Эдессе религию приняла династия Абгаридов, христианином был римский император Марк Юлий Филипп, араб по происхождению. На севере Аравийского полуострова в новую веру перешли племена набатеев, на юге — кахтаниты, своё государство создали гассаниды и химьяриты. Христианские арабские племена даже образовали воинственный союз, выступавший против римского завоевания, а королева сирийских танухидов Мавия потребовала поставить епископом выходца из своего племени — святого Моисея или, точнее, Мусу. Тогда она обещала военные действия против римлян прекратить.
Муса был тем ещё епископом. Кафедры у него не было. Он перемещался по Сирии со своим стадом и творил разные чудеса, а ещё больше о них рассказывал. Императору Валенту ничего не оставалось, как принять условия Мавии. Но Муса оказался совсем не прост. Он не захотел принимать рукоположение от арианского епископа Александрии и потребовал, чтобы его рукоположили по православному византийскому обряду. Сегодня Муса считается первым епископом арабского народа.
Последний король лахмидского государства в аль-Хире Ан-Нуман III ибн аль-Мунзир, живший в VI веке, тоже был христианином. И не удивительно. В детские годы он воспитывался арабским поэтом Ади ибн Зайдом, христианином. Сам он принял византийское христианство в возрасте девяти лет. Но, повзрослев и став королём, рассорился со своим учителем, обвинил того в заговоре и казнил, а потом и перешёл из православия в несторианство. Кончил он плохо: не то был отравлен на пиру, не то раздавлен слонами.
Христианами были также некоторые арабские племена Хиджаза на западе Аравии, откуда родом Мухаммед. Интересно, что христианином был кузен его жены Хадиджи бинт Хувайлид. Христианство в Мекку принесли выходцы из Эфиопии, и к VI веку оно широко распространилось и среди арабов. Однако ещё шире был распространён иудаизм, это была своего рода титульная религия на юге Аравии, и в некоторых городах христиан вырезали подчистую — как в Наджране. Церковь даже канонизировала христианского вождя арабов Арету, погибшего во время резни 523 года вместе со своей паствой…
Вместе с братьями
Ко времени появления ислама некоторые арабские племена были христианами уже более 500 лет. И поначалу мусульмане проявляли к ним милосердие хотя бы потому, что эти христиане часто им приходились кровными родственниками. В государстве Омейядов верующие во Христа получили название «зимми», то есть «немусульмане». К ним относились не только христиане, но и другие «люди Книги» — иудеи. Им полагалось платить обязательный налог (джизью) и разрешалось беспрепятственно отправлять свои культы.
Конечно, переход в истинную веру приветствовался, но до поры до времени активно не насаждался. Однако к XI веку положение христиан, в том числе и арабских христиан, в халифате ухудшилось. Некоторые халифы разоряли церкви и монастыри, устраивали резню иноверцев. А ведь поначалу арабские христиане не видели от мусульман никакого зла. Напротив, после яростных поисков еретиков в недрах христианской церкви, когда целые группы верующих были признаны «отступниками», отношение к ним мусульман даже радовало. Более того, христианские общины не арабского происхождения вдруг заговорили на арабском — надо было вести диалог с властями.
Но вспышка неприязни к христианам привела к большой резне, а ответом стала серия Крестовых походов. Христиане, пришедшие с севера, оказались такими же губителями всего живого, как и дети Аллаха, идущие на джихад. Но они начали кампанию по христианизации местного населения, не исповедовавшего ислам. И к уже существующим христианским общинам разного толка, получившим привилегии, в Иерусалимском королевстве добавились новообращённые язычники. После разгрома крестоносцев многие из них веры менять не стали. Так что к тому времени, когда весь Ближний Восток оказался под властью турок, в Малой Азии, Месопотамии, Леванте, Аравии, Северной Африке существовал уже целый спектр арабских христиан разного толка.
В Порте арабские христиане жили относительно замкнутыми общинами, имели свои церкви, не призывались на военную службу и не подлежали суду шариата. Нельзя сказать, что эта жизнь была безоблачной, занять высокий пост христианину было проблематично, но и особых разногласий с властью тоже не возникало. Армянским христианам, например, приходилось намного хуже.
В наши дни на Ближнем Востоке и в Северной Африке у арабских христиан существует 28 конфессий, к которым относятся Коптская церковь, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская православные церкви, Ассирийская церковь Востока, Маронитская церковь, приверженцы которой считают себя потомками финикийцев, а вовсе не арабами, униат ская Мелькитская церковь, Халдейская католическая церковь, Сирийская православная (нехалкидонская) церковь, Сирийская католическая церковь, Римская католическая церковь и многочисленные протестантские конфессии. В них насчитывается около 15 миллионов верующих.
Но жизнь в современных ближневосточных странах нередко заставляет арабских христиан искать новое пристанище и, как правило, в развитых западных странах. От преследований, терактов, нищеты тамошние христиане бегут в США, Канаду, Латинскую Америку, Австралию и Западную Европу. Больше всего арабов-христиан живёт в Египте. Их почти 11 миллионов человек. Когда-то в Ираке проживало более полутора миллионов арабских христиан — сегодня менее 500 тысяч верующих.
Но показательнее всего убыль арабских христиан в Ливане, где они всегда составляли большинство населения. Сегодня там их осталось менее 1 миллиона человек. Правда, по давно установившейся традиции президентский пост в государстве обязательно занимает маронит, вице-премьер позиционируется как православный, а посты в министерствах поровну распределены между христианами и мусульманами. Ливан, кстати, одна из немногих ближневосточных стран, которая предоставляет убежище христианам из соседних государств.
Журнал: Загадки истории №51, декабрь 2022 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Елена Филимонова
Источник: ufospace.net