На индонезийском острове Сулавеси живёт народ тораджи, который до сих пор соблюдает древнюю и шокирующую их цивилизованных современников традицию. Раз в несколько лет они эксгумируют тела своих умерших родственников, обмывают их, переодевают, делают семейные фотографии и даже проводят конкурс на лучший наряд покойников. Местные жители считают, что общение с родными не должно заканчиваться после их смерти, и такой ритуал демонстрирует любовь и уважение к усопшим.
Тораджи — жуткие похоронные ритуалы. Верования предков
«Тораджи» в переводе с местного бугийского языка означает «горцы». Эта группа родственных племён населяет центральную часть острова Сулавеси, их общая численность — полтора миллиона человек, живущих в труднодоступных районах. Племена занимаются подсечно-огневым земледелием, выращивают рис, овощи, табак и другие культуры, разводят буйволов, коз, лошадей, свиней и овец.
Деревни тораджи строят на вершинах холмов. Хижины делают из бамбука и пальмовых листьев. Из-за жаркого климата повседневный наряд мужчин до недавнего времени состоял из набедренной повязки, лёгкой кофты и шарфа, а женщины носили саронг (полоса ткани, которую обматывают вокруг тела). Сейчас почти все местные жители предпочитают европейскую одежду.
Брачные отношения достаточно свободные, при этом если женщина уходит к другому мужчине, он обязан заботиться обо всех её детях.
Официальная религия народа — христианство (протестантизм), но многие исповедуют ислам. При этом тораджи сохраняют верования своих предков и считают, что все люди, животные и растения имеют душу, которая после смерти попадает в иной мир.
Но для человека это произойдёт только в том случае, если его правильно похоронят, проведя все необходимые церемонии.
Иначе покойники обидятся и, вместо того, чтобы уйти в мир мёртвых, останутся среди живых и начнут им мстить. Поэтому погребальным обрядам придаётся огромное значение. Вся жизнь народа тораджи на острове Сулавеси теснейшим образом связана с умершими родственниками.
Просто заболел
Достойные, по мнению народа тораджи, похороны стоят очень дорого. Ведь близким умершего нужно не только в течение нескольких дней кормить всех, кто посетит панихиду, но и умертвить буйволов, которые повезут душу усопшего по загробному миру. На эти цели может уйти до 50 тысяч долларов — доход семьи за несколько лет.
Поэтому родственники откладывают обряд похорон на месяцы и даже годы — пока не скопят нужную сумму.
Тело умершего бальзамируют (раньше для этой цели использовались препараты из местных растений, сейчас покойникам делают инъекции формалина) и помещают во временный гроб, который находится в жилище покойного. Усопший считается не мёртвым, а просто заболевшим. К нему относятся как к живому, считается, что он все слышит и чувствует. Покойника стараются окружить вниманием, его не оставляют в одиночестве и в темноте. За телом ухаживают: моют, переодевают, оставляют для него еду, питьё и сигареты. В углу комнаты даже ставят таз или ведро, которые могли бы служить туалетом.
Тела тех, кто умер вдалеке, обязательно доставляют в их дома, поскольку путь в иной мир, в представлении местных жителей, начинается только от родного порога. Пока мертвецы ждут погребения, родные или знакомые заходят их проведать, а также регулярно звонят тем, кто ухаживает за телом, и справляются, как дела у усопшего.
Сами тораджи говорят, что долгое пребывание покойника в доме помогает им пережить горе утраты — и не сразу, а постепенно осознавать, что человек ушёл в иной мир.
Деревянная кукла
Пока усопший находится в доме, родственникам предстоит определить, сколько жертвенных буйволов будет забито (их количество зависит от заслуг покойного, в некоторых случаях речь может идти о десятках животных), а также подготовить место для погребения, заказать новый гроб и деревянную куклу тау-тау. Гроб, в котором будет произведено захоронение, должен иметь особую крышку, напоминающую кровлю традиционных хижин народа тораджи.
Кукла тау-тау — это фигура, изображающая покойного. Чаще всего её делают в полный рост. Состоятельные семьи заказывают эти манекены искусным мастерам, которые придадут кукле портретное сходство с усопшим. Но цена таких изделий колеблется от 500 до 1000 долларов. Большинство местных жителей не могут позволить себе подобной роскоши, поэтому куклы редко похожи на тех, кого изображают.
Тау-тау наряжают в одежду покойника (иногда на неё надевают парик из волос умершего) и выставляют рядом с домом. Потом, после погребения, её переместят к месту, где оставят новый гроб.
Знаете ли вы что…
Папуасы Новой Британии рассекают черепа умерших надвое. Затылок хоронят вместе с другими останками, а из лицевой части делается маска, которую родственники покойного раскрашивают и хранят в своём жилище.
На своих ногах
Церемония похорон длится от 3 до 12 дней — в зависимости от достатка семьи. На неё собираются все родные и близкие из разных концов данной местности — их число может доходить до нескольких сотен, и для их расселения нередко приходится строить временные жилища. Каждый проходит на похороны с подношением: обычно это какое-нибудь животное (буйвол, свинья, курица), которое забьют и съедят.
В первый день тело покойного торжественно укладывают в новый гроб, раскрашенный в красный, белый, жёлтый и чёрный цвета, которые, соответственно, символизируют жизнь, чистоту, власть и смерть. Гроб проносят по всей деревне, чтобы умерший мог попрощаться с родными местами.
На второй день начинаются жертвоприношения. Буйволов, свиней и кур режут специальными длинными ножами. Их кровь должна стекать на землю, считается, что она отдаётся в дар богам. Чем больше животных будет убито, тем лучше для покойника:
ведь он станет их хозяином на том свете. После этого начинается пиршество, которое продолжается до тех пор, пока не кончится еда. Чем авторитетнее был умерший при жизни, тем больше животных забьют в его честь на похоронах. Гости должны съедать как можно больше — этим они выказывают уважение покойному, душа которого временно переселяется в куклу тау-тау, наблюдающую за трапезой. Во время похорон исполняются ритуальные танцы и происходит примирение тех, кто до этого враждовал.
Когда еда заканчивается, все отправляются к месту погребения. В это время происходит удивительное явление: колдуны племени с помощью магических действий дают покойнику, который все ещё считается больным, силы самостоятельно дойти до будущей могилы. Как это происходит — никто не может объяснить. Фотографировать церемонию запрещено, но смотреть на неё разрешается. По свидетельствам туристов, мертвец передвигается на своих ногах. Родственники идут рядом, но не касаются покойного.
Деревья с детскими телами
Местные горы состоят из известковых пород, в которых нетрудно прорубать ниши. Самые бедные семьи хоронят своих мертвецов в больших естественных пещерах, где уже находятся останки других покойников. Более обеспеченные тораджи сооружают родовые склепы. Особенно ценятся места, близкие к вершинам гор, — по местным верованиям, отсюда душе легче подняться на небо.
Если места на скале уже не хватает, гробы подвешивают на верёвках. Со временем они могут истлеть, а ухаживать за могилами станет некому. Поэтому у подножья скал лежат останки тех, кто был похоронен много лет назад. Это обстоятельство очень волнует туристов, но местных жителей оно не слишком беспокоит.
Гробы, пещеры и склепы закрываются лишь условно — чтобы облегчить доступ к мёртвым телам. Родственники регулярно приходят к покойникам, принося им еду, деньги, сигареты и все то, что считают необходимым в загробной жизни.
Детей, у которых ещё не выросли первые зубы, тораджи хоронят, вырубая для них ниши в больших деревьях. После погребения дупло закрывают ветвями, и оно зарастает. Один ствол может стать последним приютом для нескольких десятков малышей. Считается, что младенцы ещё не оторвались от природы и должны вернуться в неё. Роща таких деревьев с детскими телами находится недалеко от каждого селения.
Ради хорошего урожая
Но и после погребения покойники играют важную роль в жизни народа тораджи. К ним приходят просить благословения или совета в трудной ситуации. А раз в несколько лет, обычно в августе или сентябре, они становятся главными участниками праздника, который называют «манене» или «очищение мертвецов». Родственники открывают гробы и лереносят останки в деревню. Поскольку климат на острове очень влажный, тела покойников некоторое время просушивают. Потом их обмывают, причесывают, наряжают в новые одежды и вместе с ними обходят вокруг селения. Праздник полон радости — ведь близкие люди, живые и мёртвые, на время соединились. Тораджи верят, что такая встреча будет способствовать хорошему урожаю.
Родные обязательно фотографируются с мертвецами — причём, поскольку цивилизация уже дошла до этих мест, многие делают селфи с помощью мобильных телефонов. Гробы чинят или делают новые. Затем тела укладывают в них и хоронят заново.
Сами тораджи считают смерть одной из ступеней существования, и для них такое обращение с покойниками подчёркивает уважение к усопшим. Так что подобные действия неразрывно связаны не только с экзотическими традициями, но и с философией древнего народа.
Журнал: Тайны 20-го века №35, август 2019 года
Рубрика: Экзотические ритуалы
Автор: Элина Погонина
Источник: ufospace.net