Демоны в исламской религии Ближнего Востока

  • info-dimurra
  • 09.12.2021
  • 0

Демоны в исламской религии Ближнего Востока

В средневековой Европе всё дурное, что происходит в жизни человека, приписывали проискам Сатаны. По ту сторону Средиземного моря точно так же во всём обвиняли тамошнего сатану, только именовали его Иблисом. А помогали Иблису мучить людей многочисленные демоны — джинны. Впрочем, и среди них попадались хорошие ребята. Некоторых, как считали мусульмане, можно даже обратить в ислам…

Нечистая сила в восточной мифологии

Иблис, как и христианский Люцифер, прежде был светлым и могущественным ангелом. Но, в отличие от своих небесных сотоварищей, он обо всём имел собственное мнение, и зачастую это мнение не совпадало с мнением Аллаха. Если верить Корану, когда Аллах сотворил Адама и велел всем небожителям преклонить колени перед этим творением, Иблис рассердился и обиделся.

Иблис, владыка джиннов

Аллах, который не ожидал от лучшего из ангелов такой выходки, тут же отправил его в адскую тьму и запретил появляться на поверхности земли. Так что Иблису, чтобы попасть прямо в ад, даже не потребовалось организовывать на небесах мятеж. Он, бедолага, первым из сверхъестественных существ поплатился за свободу слова.

Часто мусульманские молитвы начинаются словами: «Прибегаю к помощи Аллаха против Шайтана, побиваемого камнями». Шайтан — другое имя Иблиса, от него, кстати, произошло слово «сатана». А вообще у Иблиса несколько имён: ал-Харис, Азазил, Хакам. И мечта у него одна — доказать, что он лучше и мудрее Аллаха. А помогает ему в этом целая армия джиннов — духов и демонов мужского и женского пола.

Ифриты

Аллах сотворил три категории существ — ангелов, джиннов и людей. Если Иблис, как и прочие ангелы, был создан из чистого света, то джинны — из огненного пламени, и они по сути — первые обитатели земли, которые жили в пустынях, горах и лесных чащах задолго до людей. Так что появление конкурентов они восприняли болезненно и стали им вредить, охотно исполняя приказы бывшего ангела. Существует несколько разновидностей джиннов — ифриты, гули, кутрубы, силаты, шайатины, мариды. Самые злобные и могущественные из них — ифриты.

Ифриты могут менять свой рост и внешность, буквально вырастать до небес и превращаться чуть ли не в гномов, обладают огромной силой и очень умны. Мир ифритов похож по структуре на человеческий — в их царстве правят короли, у них есть семьи и дети, а общество делится на враждующие кланы. У них есть огненные крылья, и они могут перемещаться со скоростью мысли.

Защититься от ифритов можно только при помощи молитвы или магических ритуалов. При помощи магии их можно даже себе подчинить, и пока магия действует, никакой ифрит не осмелится ослушаться человека. Например, царь Сулейман, он же Соломон, заставлял одного ифрита поднимать тяжеленный трон из чистого золота для царицы Савской, а другие ифриты и вовсе строили для него дворец. Правда, по легенде, после постройки этого сооружения мудрый Сулейман заточил своих ифритов в медные сосуды и забросил далеко в море. Боялся, наверно, что найдётся завистник и заставит джиннов построить что-нибудь величественнее и прекраснее.

Гули и кутрубы

Гули и кутрубы — это женская и мужская ипостась джиннов, наделённых огромной физической силой и слабым рассудком.

Кутрубы нападают на людей, чтобы их сожрать, и больше всего похожи на обычных великанов, покрытых шерстью и спутанными космами волос, только на ногах у них вместо ступней копыта, а уши похожи на ослиные. Другое дело гули. Выглядят они превосходно. Такие арабские красотки с огромными глазами и мягкими изгибами тела. Но, несмотря на красоту, гули ещё опаснее кутрубов. Они сладкими речами усыпляют бдительность мужчин, вызывают сексуальное влечение, начинают любовные игры, а потом превращаются в чудовищ с огромными ртами и с удовольствием поедают человечинку. Гули чем-то очень похожи на вавилонских и шумерских ламий, охотящихся за людьми по ночам. И они так же, как ламии, любят навещать женщин с малолетними детьми, чтобы поужинать ими или же наслать какую-нибудь болезнь.

Кутрубы, как и гули, могут принимать чужое обличье, могут превращаться в гиен, они любят разрывать свежие могилы и питаться трупами, а во время войн бродят в поисках пищи по полям сражений. Гули и кутрубы живут семьями в отдалённых местах, чаще всего в горах и пустынях, или рядом с человеком, но так, чтобы быть незаметными — в колодцах или в заброшенных домах.

Проголодавшись, они отправляются на охоту, выбирая жертву из тех, кто не соблюдает правил безопасности: не читает на ночь молитву, не закрывает плотно дверь, не боится бродить в одиночестве и темноте в безлюдных местах, напивается допьяна, нарушает супружескую верность. Недаром у мусульман детей родители пугают этими злыми джиннами. И использовать их с пользой невозможно, зато в силу их тупости можно обмануть или отвлечь. Но главное — вовремя прочитать молитву и заставить это существо принять собственный облик, потом бесстрашно ударить его клинком прямо в сердце. Но только один раз, от второго удара джинн оживёт и набросится на обидчика.

Шайатины

Шайатины, или шайтаны, по способностям уступают ифритам, по силе — кутрубам. Но именно эту разновидность племени джиннов так любит использовать Иблис. Они лучше всех способны заморочить человеку голову и направить по неправедному пути. Созданы они, как и ифриты, из огня и дыма, поэтому могут легко принимать любую телесную оболочку. Шайатины, как люди, не слишком любят одиночество и стараются жить группами, в одиночестве они быстро хиреют. По этой причине шайатины стараются «прикрепиться» к своему человеку, стать его тенью, а то и вовсе войти внутрь него. Мусульмане верят, что у каждого человека наряду с ангелом-хранителем есть свой шайатин, который подбивает совершать неподобающие поступки и говорить неподобающие речи.

Некоторые толкователи Корана даже считают, что шайатины — это неупокоенные души предков и родичей, умерших неестественной смертью. Но одни из шайатинов могут причинять зло, а другие наделены более добрым нравом и даже способны принять ислам. Считается, что шайатины, преследовавшие пророка Мухаммеда, однажды послушали чтение Корана и тут же поняли, что их жизнь ужасна и неправедна. Так что они уверовали в слова пророка и были прощены Аллахом.

Силаты и мариды

Силаты — самые безопасные из джиннов. Они, и это исключение среди джиннов, не умеют менять свою форму, выглядят как благочестивые старики в белой одежде, с бородой и в чалме. Но внешность обманчива. Силаты — проказливые джинны, они любят подшучивать над людьми, делать мелкие неприятности, нередко заставляют «хозяина» возить их на себе, легко обижаются, толкают на необдуманные поступки, но в целом — большого зла от них не бывает. Напротив, они готовы оказывать услуги, только не всегда доводят дела до конца и не исполняют того, о чём их попросили.

Мариды внешне похожи на силатов и обычно тоже напоминают пожилых бородачей. Но они могут принимать и другие формы — уменьшаться, увеличиваться, и, хотя, как силаты, сделаны из воды и воздуха, надуваться и выпускать изо рта огонь и дым. К тому же они превосходно летают. Мариды — существа коварные, хитрые и злобные. Людей они не любят и стремятся им навредить. Поэтому они с готовностью обещают человеку все, что он пожелает, но дают ему то, чего тот не пожелал бы и в страшном сне. Такие вот джинны-обманщики.

Имя им легион

Кроме этих разновидностей джиннов существует множество других. Запомнить все их имена попросту невозможно. Карины, например, .» внушают дурные мысли и повсюду таскаются за своим хозяином, амиры живут вместе с людьми в доме и «шалят», как наши домовые, умемы вызывают семейные склоки и мешают зачатию детей, ги-ланы пугают одиноких путников, а у некоторых джиннов есть и личные имена: Ханзаб мешает молитве, Даггар преследует ночными кошмарами, Залнабур наущает продавца обмануть покупателя, Матриш распространяет сплетни, Сабар заставляет впадать в гнев и отчаяние, Агвар толкает на супружескую измену, Тамрих не даёт сосредоточиться, Миклас внушает тягу к азартным играм…

Джиннов много. И почти все они неприятные существа, с которыми лучше не иметь дела. Хорошо ещё, что их можно заманить в ловушку и запереть там подходящим заклинанием. Во всяком случае арабские мудрецы искренне советовали всем правоверным с этими существами не связываться и ни в коем случае им не доверять. Ведь на самом деле джинны, упомянутые в Коране, были когда-то духами стихий и языческими богами. А с богами, сами понимаете, лучше держаться настороже…

Журнал: Загадки истории №20, май 2021 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Михаил Ромашко

Источник: ufospace.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что это Вас устраивает.