Ученый из Адыгеи Нурбий Ловпаче расшифровал загадочные символы и надписи в виде петроглифов и иероглифов на обнаруженной недавно Лооской плите, датируемой бронзовым веком. По его мнению, речь идет о душе и загробном мире, что еще раз подтверждает погребальную функцию мегалитов Западного Кавказа.
Н. Ловпаче сразу определил, что символы относятся к протописьменности древнейшей цивилизации. По некоторым оценкам, результат данного исследования может быть научной сенсацией. Обнаруженные древние надписи и рисунки на Лооской плите могут свидетельствовать о том, что письменность на Кавказе зародилась гораздо раньше, чем принято считать.
До этого самым древним памятником письменности являлась Майкопская плита, возраст которой – 3,2 тысячи лет. Предполагаемый возраст Лооской плиты – 4 тысячи лет, рубеж 2 и 3 тысячелетия до нашей эры. Пока это только гипотеза, но она имеет право на существование, дальнейшее развитие, изучение и доказательство, считает ученый.
Обнаружен артефакт весом около половины тонны у горного ручья в мае этого года вблизи поселка Лоо в Сочи. Как предполагает Нурбий Ловпаче, плита из мелкозернистого песчаника 50 на 60 см и толщиной около 22 см в результате оползней съехала в овраг между двумя дорогами, где ее и нашли местные краеведы. Среди них – представитель шапсугской общины Хушт Мадин и сочинец Андрей Кизилов – сотрудник отдела археологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. Они передали эту плиту в Национальный музей РА.
В течение двух месяцев Нурбий Ловпаче расшифровывал каждый символ и устанавливал их взаимосвязь, основываясь на хеттском иероглифическом письме. По словам ученого, плита расслоилась на два фрагмента, на каждом из которых – надписи погребального значения, отчетливо просматриваются небесные светила, корабль, рыба, олень, решетка, фасад дольмена и т.д. После внимательного изучения Нурбию Лопаче удалось их расшифровать и выстроить связный текст.
«На первом фрагменте написано: «Душа великого пророка, знаменитого лучника. В 11 полулунии душа Муксы достигла псэуна (Дом души)». На втором фрагменте – «С уважением к душе прадеда Аситавада и жрицы. На солнечной воде отправились в псэун», – сказал Нурбий Ловпаче.
Он также отметил, что надписи читаются справа налево или сверху вниз. Ученый добавил, что вокруг надписи изображены поясняющие ее рисунки. Один сюжет – олень на шесте – это царский погребальный символ, характеризующий древнюю Майкопскую культуру (только в ней в основном присутствуют бычки). Другой сюжет – семиконечная звезда, также характерная для адыгского фольклора.
«Кроме того, на плите изображена решетка – это земледельческий символ, отчетливо видны и лодка с мачтой, фасад дольмена, рыба, обозначающая загробный мир. Можно предположить, что эта плита являлась частью либо дольмена, либо святилища. А предки адыгов – строителями мегалитов и основателями дольменной культуры», – сказал Нурбий Ловпаче.
Источник
Источник: zaberaj.ru