Темная сторона фей: Не только похищение детей, но и вампиризм Fox 10 Ноября 2021
Когда большинство людей думают о феях, они, чаще всего, представляют себе миленькую фею Динь-Динь (Тинкер Белл) из сказки Джеймса Барри "Питер Пэн" или других трогательных и милых фей и фей-крестных, которые населяют детские фильмы и мультфильмы.
Но эти существа имеют гораздо более темное происхождение — и когда-то считалось, что они больше похожи на нежить или кровососущих вампиров.
В книге "Тайное содружество эльфов, фавнов и фей" (1682) фольклорист Роберт Кирк утверждал, что феи — по своей природе "мертвые" или "находятся посреди между человеком и ангелами". Эта ассоциация особенно заметна в кельтских преданиях. В 1887 году ирландская поэтесса Джейн Уайлд заявляла следующее:
"Феи — это падшие ангелы, которые были низвержены Господом Богом с неба за их греховную гордыню, а дьявол дает этим созданиям знания и силу и посылает их на землю, где они творят много зла".
Нынешние представления о невинной сказочной волшебной стране фей кажутся очень далекими от невидимых царств мертвых, и все же между ними есть немало общего. Феи летают, они могут сиять и обладают чем-то вроде "волшебных палочек", но они также являются чем-то очень мрачным и пугающим. Как же так получилось, что мы превратили этих темных созданий в нечто, связанное с детьми, и перестали их бояться?
Как феи перестали кусаться
Когда в начале 1900-х годов Джеймс Барри представил британской публике сказку "Питер Пэн, в обществе в то время было очень широко распространено мнение, что феи — это призрачный мир духов. Очарованные ангелами, призраками и вампирами люди викторианской эпохи (впоследствии также и эдвардианцы) все чаще считали фей просто душами мертвых.
Вместо того, чтобы изгонять фей как нечто зловредное, люди из-за последствий Первой Мировой войны и потери многих близких укрепили веру в духов воздуха (элементалей) и начали популяризировать оккультные методы общения с ними.
Однако из-за большого успеха Питера Пэна и в том числе его подружки феи Динь-Динь, феи начали быстро терять свой мрачный и злобный ореол и становились все ближе связанными с детьми
Сам Барри в "Питере Пэне" прямо указывал происхождение фей из-за детей:
"Когда первый ребенок засмеялся … его смех разбился на тысячу кусочков … которые превратились в фей".
Это очень далеко от злобных фей и их призрачной истории в народном фольклоре. В традиционных историях феи не только крадут детей (так называемый феномен подменышей), но сводят людей с ума, портят скот и урожай и даже по-настоящему пьют человеческую кровь как вампиры.
Барри, конечно же, знал об их темной стороне и даже каким-то образом отразил это в описании Динь-Динь. Несмотря на волшебную пыль и гламур, эта маленькая фея очень опасна, ревнива и мстительна. Когда Питер Пэн ведет Венди и ее братьев на волшебный остров, Динь-Динь прилетает туда первая и подговаривает Потерянных мальчиков убить Венди. И эта ее задумка почти удается, если бы не случайность.
Пьеса "Питер Пэн или Мальчик, который не хочет взрослеть" дебютировала на театральной сцене на Рождество в 1904 году. Считается, что сочиняя эту историю, Барри был вдохновлен сказкой "Bluebell in Fairyland" Сеймура Хикса, которая вышла несколькими годами ранее.
Сюжет повествует о девочке, продающей цветы, которая однажды отправляется в сказочную страну фей. Эта сказка тоже была представлена как пьеса и удачно отыграна в театре, но по какой-то причине не стала такой же популярной как "Питер Пэн".
В 1953 году истории про Питера Пэна была дана вторая жизнь, когда вышел одноименный диснеевский мультфильм и именно тогда образ феи, как крошечной красивой (и совсем не злой) девушки в зеленой одежде со стрекозиными крылышками стал окончательно каноническим. Все нынешние анимационные и телевизионные феи — результат этой диснеефикации.
И все-таки феи это кровожадные демоны
Вернемся к народному фольклору, где у феи часто являются поистине демонической силой или злобной нежитью, от которой людям нужно искать защиты. Фольклористка Кэтрин Бриггс в своем "Словаре фей" пишет следующее:
"У людей, идущих ночью в одиночестве, особенно по местам , где часто видят привидений и фей, было много способов защитить себя. Главными могли быть священные символы — знак креста на одежде или неся крест в руке, особенно железный, с молитвами или пением гимнов, святой водой, окропленной или в бутылке, а также посыпанием церковной плесени на дорогу.
Хлеб и соль также были эффективны против фей, и оба они также считались священными символами, один из жизни, а другой из вечности".
Части в историях можно найти упоминаний, что "сказочная" страна феи буквально жаждет человеческой крови. Это связывает фей с мстительными мертвецами и вампирами. В самых ранних историях вампиры определяются как тела мертвых, воскрешенные злыми духами, которые выходят из своих могил ночью, высасывают кровь живых и тем самым убивают их.
В книге "История фей" Дайан Пуркисс есть легенда Шотландского нагорья, которая предупреждает, что вы должны заносить ведро с водой в дом на ночь, чтобы феи не утоляли жажду вашей кровью. Говорят, что очень старые феи, как и вампиры, сморщиваются и высыхают без свежей крови.
Сит Баобан — такими словами называют шотландских фей-вампиров. Они выглядят как красивые женщины, которых можно опознать лишь по копытам вместо ступней. Они заманивают мужчин, танцуют с ними и высасывают из них кровь, а потом разрывают их на куски. Как и многих фей, их можно убить железом.
Дирг-Дью — ирландские феи-вампиры или "красные кровососы". Считалось, что они оказали влияние на рассказ Шеридана Ле Фану о женщинах-вампирах "Кармилла" (1871).
Источник: paranormal-news.ru