Сегодня принято считать, что самым большим и грандиозным местом зрелищ в Древнем Риме был знаменитый Колизей. Однако это не так! Прославленный популярными фильмами и книгами ветеран гладиаторских сражений во многом уступал (и в первую очередь размерами) своему менее известному «коллеге» — Большому цирку, или цирку Максимус.
Современную славу Колизея легко объяснить: прошедшие века были к нему более благосклонны, чем к огромному цирку, располагавшемуся неподалёку. Хотя разместить он мог всего лишь 50 тысяч человек, тогда как в лучшие времена на трибунах цирка Максимус легко помещалась 250 тысяч зрителей. Правда, гладиаторские бои и сражения с дикими животными демонстрировались здесь не часто.
Меж двух холмов
По сути, это место являлось гигантским ипподромом, где проводились гонки на колесницах. Располагался Максимус между двумя римскими холмами — Авентином и Пэлатином. Что вовсе не случайно. Предания гласят, что много-много столетий назад, ещё до основания Рима, тут располагалось святилище Конса, бога запасов зерна, построенное местными хлеборобами. Ромул, недавно заложивший великий в будущем город, однажды этот храм нашёл и решил устраивать рядом регулярные праздники — консуалии, со скачками и обильными возлияниями. Вот только эта традиция существовала недолго. Консуалии быстро стали знаменитыми, а потому их посещали не только жители Рима, но и их соседи. И однажды во время такого празднества люди Ромула похитили женщин-сабинянок, после чего по понятным причинам консуалии прекратились. Спустя некоторое время владыка Древнего Рима Тарквиний Приск решил возродить в долине между холмами зрелищные праздники с гонками на лошадях. Однако проходили они только в определённое время года — осенью, после сбора урожая. Дело в том, что в то время тут располагались поля и виноградники. Но когда сезонные работы заканчивались, в долине возводились временные сцена и места для зрителей. И только в 329 году до нашей эры, когда Рим значительно вырос, в долине появились постоянные деревянные постройки. К тому времени гонки на колесницах находились у жителей Рима в приоритете. И не удивительно, что между холмами появились ворота, место старта, а также статуи богов. Но по-прежнему здесь оставалось и святилище Конса. Правда, теперь неподалёку от него появился небольшой храм Мурсии, богини плодородия, и изначально скачки проходили между этими двумя святилищами. Сегодня некоторые историки считают, что в то время здесь могли соревноваться одновременно 25 квадриг (колесниц, запряжённых четырьмя конями), что говорит о внушительных размерах первого ипподрома.
Вал и бронзовые билеты
А вот расцвет цирка Максимус начался в годы правления Юлия Цезаря. Он всерьёз занялся благоустройством популярного ипподрома. При нем здесь начались грандиозные строительные работы. Были построены удобные трибуны для посетителей, которые охватывали весь цирк. Места для зрителей от трассы состязаний отделил небольшой ров с водой, который обеспечивал безопасность сидевших внизу болельщиков. Нижние трибуны предназначались для знати, тогда как плебеи располагались на внешних ярусах, возведённых из дерева. Здесь же были устроены всевозможные лав ки и служебные помещения. Трасса для состязаний поражала зрителей своими размерами (в длину она достигала 620 метров, в ширину — 150), хотя, если верить некоторым источникам, она стала заметно уже. Ведь теперь по ней могли мчаться одновременно только 12 квадриг. В то же самое время произошли и другие метаморфозы. По указу Цезаря цирк был оборудован канализацией. Её туннель пролегал под местом для состязаний, и благодаря этому нововведению посреди трассы появился вал! И хотя рабы разравнивали его перед каждым состязанием, вскоре стало ясно, что бороться с неровностью бесполезно. И тогда было решено построить на месте вала платформу, которая впоследствии была украшена обелисками, изготовленными в Египте. Кроме этих монументов тут же были уставлены на небольших постаментах изваяния дельфинов. Считалось, что эти животные являются любимыми слугами бога морей и океанов Нептуна, который являлся покровителем римских скачек. Трудно поверить, но платформа в корне изменила и характер состязаний. Если ранее колесницы мчались по прямой, то теперь их маршрут изменился. Состязания квадриг проходили по кругу, что впоследствии положило начало кольцевым ипподромам. Настоящим украшением цирка стали двое величественных ворот, располагавшиеся на противоположных концах цирка. Одни из них предназначались для участников состязаний, а вторые — для победителей, ведь их чествования напоминали триумфальные шествия. Ремонт Юлия Цезаря удался на славу, ведь не случайно историк того времени Дионисий Галикарнасский называл это место «одним из самых красивых и достойных восхищения сооружений в Риме». Император Август заботился о Большом цирке не меньше своего предшественника. В годы его правления нижние ярусы трибун были сложены из камня, и располагаться там могли только гости, купившие особые «билеты», отлитые из бронзы. Затем правитель распорядился привезти из египетского Гелиополиса первый обелиск, посвящённый богам Солнца, и установить его в цирке. Принято считать, что этот монумент стал для императора символом победы над его противниками в гражданской войне. Кроме того, по приказу Августа в цирке Максимус над одной из дорожек между три бунами было возведено небольшое святилище, из которого он частенько наблюдал за гонками вместе с богами.
Памятник славной эпохи
При императоре Тите Большой цирк приобрёл свою окончательную форму. В свою честь этот правитель велел построить над одними из ворот массивную каменную арку, дабы придать знаменитому ипподрому ещё большую торжественность. Спустя ещё несколько лет правитель Траян приказал снести большую часть деревянных построек цирка и заменить их каменными. Ведь здесь благодаря этим сооружениям нередко возникали пожары, во время которых погибали люди. Кроме того, с годами дерево ветшало, что не обещало ничего хорошего. Ведь эти ненадёжные части трибун могли рухнуть под тяжестью большого количества посетителей. Увы, Траян заменил далеко не все верхние ярусы, и в годы правления императора Диоклетиана часть ветхих трибун обрушилась вниз. В тот день под обломками «зрительских мест» погибло 13 тысяч человек.
Подумать только, но даже после падения Западной Римской империи цирк Максимус не терял своей популярности. Так, король вестготов Теодорих заботился о состоянии цирка и «баловал» народ проводившимися там состязаниями. А самые последние гонки тут состоялись в 529 году при короле остготов Тотиле. После чего каменный гигант был заброшен. Что и говорить, громадному сооружению пришлось не сладко! Вскоре его нижние ярусы исчезли под слоями заболоченной из-за постоянных наводнений почвы и мусора. Правда, в XII веке тут был прорыт водосток для осушения земли, после чего территория цирка потихоньку стала застраиваться жилыми домами. А вот в эпоху Возрождения граждане Рима стали использовать камни Большого цирка для строительства нужных им зданий. Но, как оказалось, разобрать все его постройки до конца невозможно. Не случайно же и в наши дни ещё можно увидеть части каменных трибун исполина древности.
В XVI веке цирк Максимус стал обычным городским рынком. По счастью перед этим событием римский папа Сикст V приказал снять с центральной платформы знаменитые египетские обелиски и установить один из них на площади Пьяцца дель Пополо, а другой у Латеранского дворца. А в середине XIX столетия цирк ждали новые перемены. Англо-итальянское газовое общество решило построить на территории цирка один из своих заводов, и это производство располагалось тут вплоть до начала XX века. А вот сегодня люди иногда вспоминают и об истинном предназначении цирка. С начала XXI века здесь время от времени проходят рок-концерты и другие общественные мероприятия, которые собирают огромное количество зрителей. А как же иначе, если арена Большого цирка была и остаётся самой большой в Италии.
Источник: ufospace.net