Латинская фраза «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» обозначалась аббревиатурой INRI. Табличка с этими четырьмя буквами была прибита над крестом с распятым Спасителем, вызывая раздражение отправивших Его на смерть иудейских первосвященников: получалось, что, независимо оттого, являлся ли казнённый Мессией и Сыном Божьим, официальная римская власть признавала Его законным царём Иудеи.
Вообще-то над крестами с распятыми преступниками прибивались таблички с указаниями их вины. И первосвященники настаивали, стоя перед отвечавшим за проведение казни префектом (наместником) Иудеи Понтием Пилатом: «Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Евангелие от Иоанна).
Последний «великий» властелин
Налицо очевидный конфликт. Первосвященники требуют выставить казнённого самозванцем, а представляющий римскую власть Пилат категорически отказывается это делать. И речь идёт не о царском статусе Иисуса в божественном (небесном) смысле, а именно о светском толковании этого понятия. Более того, подразумевается, что этот царский статус сам по себе не содержит состава преступления, а следовательно, Иисуса казнили вообще безвинно. Странная коллизия, разобраться в которой можно, только если определить, кто такой вообще царь Иудейский.
Древнее Иудейское царство переживало взлёты и падения и в последний раз обрело независимость во второй половине II века до нашей эры в ходе долгой борьбы с сирийскими Селевкидами. В следующем столетии в регион «на огонёк» заскакивали римляне и парфяне, балансируя между которыми цари из династии Хасмонеев пытались отстоять если не полный свой суверенитет, то хотя бы какие-то его остатки.
Все это усложнялось междоусобицами в самом царском доме, которые закончились гибелью всех Хасмонеев и утверждением у власти ставленника римлян царя Ирода, фигурирующего в истории с прозвищем Великий.
Это был выходец из самого южного региона Иудейского царства и от него пошла династия Иродиадов. В плане приверженности традиционным конфессиональным иудейским ценностям семейство считалось не очень благонадежным, чрезмерно эллинизированным и слишком выслуживающимся перед римлянами. По этой причине характерное для всей истории Иудейского царства противостояние между царём и первосвященником носило особенно острый характер. В гражданскую войну оно не выливалось только потому, что за спиной царя маячила фигура его покровителя, императора Октавиана Августа.
Однако еврейский народ в целом был Иродом доволен. Например, когда на страну обрушился голод, царь продал все драгоценности, закупил дополнительные объёмы хлеба, и проблема оказалась снята. Его успешная хозяйственная деятельность выражалась в масштабных строительных программах, в том числе в реконструкции Второго храма, который даже превзошёл Первый Храм Соломона.
Вот только финал царствования Ирода был омрачён изложенной в Евангелии от Матфея историей с избиением младенцев.
Итак, трое живших где-то на востоке от Иудеи волхвов, увидев новую звезду, поняли, какое знамение она являет. Следуя за светилом, волхвы прибыли в Иерусалим и спросили у Ирода, где они могут увидеть недавно родившегося «царя Иудейского». Занимавший эту должность Ирод решил, что на свет появился тот, кто лишит его в будущем престола, и, сославшись на отсутствие информации, попросил гостей сообщить ему о местонахождении младенца, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Следуя за путеводной звездой, волхвы нашли чудесного младенца в Вифлееме, принесли Ему дары и вернулись другой дорогой. Ирод через шпионов узнал, где именно побывали волхвы, и выслал своих воинов в Вифлеем, приказав расправиться со всеми находившимися там новорождёнными детьми. Официальные родители Иисуса — Мария и Иосиф — узнали от опасности через явившегося Иосифу во сне ангела и бежали в Египет.
Приняв за данность моменты чисто религиозного плана, обратимся к вопросам сомнительным в плане обычной логики. С какой стати какие-то восточные мудрецы сочли необходимым срываться с места и ехать поклоняться новорождённому царю совершенно чуждой им и зависимой от Рима малозначительной державы? Почему в разных преданиях волхвы именуются, то «волхвами», то «мудрецами», а то и «царями»? Почему Ирод считает возможным устраивать избиение младенцев без явного согласования со своими римскими сюзеренами? И почему действующий царь вообще настолько всерьёз принял принесённую волхвами новость?
Право на власть
Сразу уточним, речь в этой статье идёт не об оспаривании Евангелия, а о том, кем могли воспринимать Иисуса Его современники начиная с Ирода и заканчивая Пилатом. И всё указывает на то, что для них Он был представителем династии Иродиадов. В этом же качестве новорождённого младенца воспринимали и пресловутые «волхвы», скорее всего, являвшиеся правителями неких ранее зависевших от Иудейского царства племён: в указанный период баланс сил на Ближнем Востоке менялся, и, поднося дары младенцу царских кровей, они как бы делали определённую ставку на будущее.
А вот для Ирода Великого младенец представлялся опасным соперником, хотя здесь надо учесть один важный момент. Дело в том, что смерть Ирода обычно датируется периодом ещё до рождения Иисуса — конкретно 4 годом до нашей эры. Но, во-первых, эта датировка подвергается критике, поскольку сам год прямо нигде не указывается, а выводится из сопоставления с другими событиями. А во-вторых, возможно, избиение младенцев действительно произошло позже и было организовано не Иродом, а его сыновьями.
Дело в том, что после кончины Ирода Август передал Иудею вместе с Иерусалимом его старшему сыну Архелаю, но из царства были выкроены два внушительных удела (тетрархии) на севере, доставшиеся другим его сыновьям — Филиппу II и Антипе. Все трое братьев названы здесь по своим вторым именам, а вот первое имя у всех них было одинаковым — Ирод. И каждый из них при определённых условиях тоже мог устроить резню младенцев.
При жизни у Ирода Великого были сложные отношения с сыновьями. Двоих старших — Александра и Аристобула — он вечно подозревал во враждебных замыслах, так что они искали защиты у Августа. Но когда сидевший в далёком Риме император переключился на другие вопросы, Ирод всё же достал своих отпрысков, приказав придушить их в городе Севастии. Городов с таким названием было два. Один входил в Иудейское царство, а второй принадлежал к владениям верного союзника Рима и попутно тестя убиенного Александра царя Архелая Каппадокийского. Но в какой бы Севастии убийство не произошло, скандал наверняка грянул преизрядный.
Можно смело предположить, что такой «беспредел» Ирода повлиял на решение Августа поделить в дальнейшем Иудейское царство на троих, а не передавать его одному Архелаю.
В 6 году Август решил пойти ещё дальше, и, заявив, что подданные слишком часто жалуются на Архелая, отобрал у него царство и включил в состав Римской империи на правах одной из провинций. Архелая отправили в ссылку в Виенну (Вьен) где он и скончался, а вот два его брата Ирода — Филипп II и Антипа — свои владения сохранили.
Первым прокуратором Иудеи стал некий Колоний, который для начала провёл перепись населения с целью обложения его новыми налогами. Результатом стало восстание, возглавленное неким Иудой Галилеянином — как видно по имени, выходцем из если не совсем независимой, то автономной Галилеи (6 год).
Восстание подавили, Иуду казнили, но новые мятежи следовали один за другим. Особенно урожайным на них выдалось наместничество четвёртого префекта Иудеи Валерия Грата, который разгромил две «банды» разбойников, по численности скорее напоминающих армии. Одного из предводителей (бывшего раба Ирода Великого) Грат сразил лично.
Следующим наместником стал Понтий Пилат, с появлением которого в Иудее вокруг Иисуса, считающегося сыном плотника, как раз и закручиваются бурные события.
Но чьим же сыном могли считать Иисуса современники?
Пилат и синедрион
Самыми вероятными кандидатами в Его отцы становятся Александр и Аристобул, убитые по приказу собственного родителя — Ирода Великого. Однако после Ари-стобула осталось двое сыновей — Ирод Агриппа I и Ирод II, которые на момент его гибели находились в Риме и благодаря этому уцелели. Позже оба они побывали на престоле ненадолго восстановленного Иудейского царства.
Более вероятно, что отцом считали Александра. Чувствуя нависшую над Его жизнью угрозу, он мог попытаться укрыть сына, передав Его на воспитание непримечательной супружеской паре — то есть Марии и Иосифу. Родичи в лице двух дядей — Филиппа II и Антипы — о существовании принца-племянника знали, пытались Его выследить и уничтожить, но безуспешно.
Из их поля зрения Он исчез, что вполне объяснимо, учитывая административное перекраивание границ Иудеи, восстания против римской власти, деятельность прокураторов.
И самое забавное, что убежище Иисус и Его родители нашли буквально под носом у одного из своих гонителей (Ирода Антипы) в городе Назарете (отсюда и прозвище — Назарянин) в Галилее.
На авансцену Иисус вышел, уже приближаясь к 30-летнему рубежу, когда принял крещение от проповедника Иоанна Предтечи, Сам начал выступать с проповедями и вокруг Него сформировалась группа сподвижников апостолов.
Само же Крещение в водах Иордана можно трактовать как своего рода благословление к вступлению на поприще публичной политики и признание царских прав за Иисусом, сделанное авторитетным духовным лидером.
Иисуса как бы направлял Иоанн, а за Иоанном в свою очередь проглядывала фигура Пилата, стремившегося получить инструмент, с помощью которого он мог бы обуздывать амбиции как иерусалимского первосвященника, так и правившего в Галилее Ирода Антипы.
Показательно, что вскоре Антипа приказывает казнить Иоанна Предтечу — да, формально, по причинам, не имеющим отношения к Иисусу и с крайней неохотой (поддавшись на соблазнительный танец Саломеи). Но в контексте вышесказанного казнь Иоанна выглядит политической местью.
Ловушка для Мессии
Иисус между тем выступает с проповедями в Иудее — то есть вне Галилеи несоответственно, вне юрисдикции Антипы.
Своими проповедями он, по сути, подрывает авторитет первосвященника и синедриона как органа не только церковной, но и частично политико-юридической власти. Правда, формально эта власть ограничивалась внутренними делами иудейской общины, но полномочия иудейской и римской юрисдикций во многих случаях оказывались весьма размыты.
В указанный период ситуация для Пилата осложнялась тем, что представители двух основных фракций тогдашнего иудаизма — фарисеи и саддукеи — начинали достаточно согласованно противостоять римской администрации.
Префект пытался давить на синедрион, представив Иисуса не только как проповедника, но и как представителя Иродиадов — то есть своей родной почвенно-иудейской царской династии.
Синедриону делался прозрачный намёк: будут демонстрировать амбиции — получат вместо «либеральной» римской власти новое Иудейское царство с царём Иисусом на престоле.
Члены синедриона игру Пилата, конечно, понимали, вступать с ним в открытую борьбу не собирались и главную свою задачу видели в том, чтобы привлечь Иисуса к уголовной ответственности, отправив Его на смерть по любому поводу.
Поводом для ареста стали обвинения в богохульстве, под каковым подразумевалось несоответствие некоторых тезисов из проповедей Иисуса с превратно толкуемыми канонами иудаизма.
В Римской империи оскорбление любых богов было делом уголовно наказуемым, но, в общем, умелые защитники смогли бы этот выпад отбить, тем более при явной готовности Пилата поддержать обвиняемого. Но члены синедриона сделали упор на ещё одном моменте — фактическое отрицание Иисусом божественности самих римских императоров. И здесь Пилату крыть было нечем.
Правда, члены синедриона этот сюжет не педалировали. И вообще, чтобы не злить префекта, они предложили ему передать Иисуса для вынесения окончательного вердикта гостившему в Иерусалиме Ироду Антипе. Юридическим основанием было то, что подсудимый прожил большую часть жизни в Галилее. Но Антипа от обвинительного вердикта воздержался и просто отослал Иисуса обратно.
Формальное основание? Подсудимый родился на территории Иудеи (в Вифлееме), в Иудее арестован (в Иерусалиме) — так пусть здесь Его и судят.
На самом деле Антипа не хотел ещё больше портить отношения с римским префектом, тем более что и необходимости такой не было — члены синедриона твёрдо решили от Иисуса избавиться.
Отношения префекта и правителя Галилеи после этой истории действительно стали лучше. Однако в отношении Иисуса Пилату пришлось «умыть руки», отправив на смерть Того, кого он считал лишь инструментом в затеянной им игре против синедриона — Того, кто, как показали последующие события, был не «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», а Мессия.
Журнал: Загадки истории №1/2, январь 2023 года
Рубрика: Денис Кузьмин
Автор: Историческое расследование
Источник: ufospace.net