Самолёт Ту-124 Казанского авиаотряда, выполнявший пассажирский рейс по маршруту Одесса-Киев-Казань, 27 августа 1979 года вылетел из одесского аэропорта. Совершив посадку в Киеве, он взял курс на Казань. Но долететь до точки назначения ему было не суждено…
К своему последнему рейсу Ту-124 имел запредельное количество вылетов. Он был выпущен Харьковским авиазаводом в феврале 1963 года. Потом летал во Внуковском авиаотряде, в конце следующего года пополнил ряды 1-го Казанского авиаотряда. На момент катастрофы борт имел 23232 часа налёта, 18369 посадок. Одним словом, трудяга, не знавший ни сна, ни отдыха.
Чёрные ящики свидетельствуют
Полёт проходил нормально, под контролем автопилота. В 00:23 лайнер пересек траверсу Инжавино. «Воронеж» попрощался с экипажем, пожелав ему мягкой посадки. Но на радиосигнал из Пензы борт 45038 не ответил. Запросили диспетчера ПВО, следившего за пассажирскими лайнерами, — Ту-124 по радарам не определялся. В аэропорту Казани встречающим объявили о задержке рейса по техническим причинам. Что случилось с самолётом в ночь, удалось узнать только после расшифровки чёрных ящиков.
Ту-124 летел со скоростью 535 км/ч. Приблизительно в 00:24 (по невыясненным причинам) начали выпускаться закрылки, которые расположены симметрично на задней кромке каждого крыла. В убранном состоянии они выступают в качестве продолжения крыла, а в выпущенном положении отходят от основной части крыла с образованием щелей, что в воздухе часто приводит к трагедии.
Снижение лайнера для пилотов не прошло незамеченным. Но закрылки продолжали выдвигаться, что привело к увеличению скорости снижения. Командир потянул штурвал на себя и немного выровнял положение. Но уже через 10-15 секунд по неустановленным причинам усиление на штурвал сильно ослабло. Закрылки выдвинулись на 30°, штурвал отклонился. Самолёт вошёл в пике, скорость стала стремительно расти и превысила допустимую. Спустя 40 секунд с момента начала выпуска закрылков Ту-124 уже нёсся вниз со скоростью 660 км/ч. Под воздушным напором вначале оторвало внутренний закрылок, а следом и внешний. В 00:26 на высоте трёх километров скорость лайнера достигла 880 км/ч, при скорости снижения 78 м/с у самолёта оторвало левое крыло, а следом разрушился и фюзеляж. Обломки самолёта обнаружили в 7:40 утра по московскому времени вблизи деревни 1-я Иноковка в Кирсановском районе Тамбовской области, в пойме реки Вороны. Все 63 человека погибли.
Мародёры не спят
Местные жители сбежались к месту катастрофы. На поляне, окаймлённой руслом реки, валялись обломки самолёта, вокруг них — обезображенные тела. Не обошлось и без мародёрства. Некоторые принялись снимать с трупов кольца, серьги, коронки. Только к шести утра место падения лайнера оцепили поднятые по тревоге войска. Через два часа прибыла и бригада сотрудников Тамбовского УКГБ. Работы по сбору трупов продолжались не один день. Из 58 пассажиров и 5 членов экипажа целыми были тела троих. Остальные трупы представляли собой разорванные куски человеческого мяса с оторванными конечностями.
Кабина, где находились командир, второй пилот, штурман и трое зайцев, которым не нашлось места в переполненном салоне, упала в 40 метрах от центральной части фюзеляжа. Почему так неожиданно открылись закрылки лайнера, до сих пор не установили. Предполагают, что сломалась электросистема. А может, кто-то из зайцев, сидевших в кабине пилотов (среди них был и девятилетний мальчик), дёрнул за тумблер, расположенный за командирским креслом. Командир мог случайно переключить рукоятку на угол так, что переключатель сработал на «выпуск». А непосредственной причиной катастрофы комиссия назвала конструктивные недостатки переключателя закрылков (ЗППН-45) со стороны левого пилота — командира.
Журнал: Загадки истории №19, май 2021 года
Рубрика: Катастрофы
Автор: Виктор Дубнов
Источник: ufospace.net