Согласно Ветхому Завету, Десять заповедей, которые одинаково чтут во всех авраамических религиях, были начертаны перстами самого Создателя на скрижалях. Эти этические нормы хорошо известны и любому современному человеку: почитай отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не желай чужого имущества, не давай ложного свидетельства и так далее. Однако по преданию скрижали пропали ещё в незапамятные времена…
История обретения этой реликвии зиждется на заключении Завета, то есть соглашения между еврейским народом и Богом. Это был своего рода взаимовыгодный обмен: народ обязался верить только одному-единственному небожителю, а взамен получал этические нормы и целый свод законов. До этого Бог уже проявил заботу о выведенном из Египта племени — оказывал гуманитарную продовольственную помощь, накормив беглецов манной небесной, а также помощь военную, погубив преследующих их египтян. И, когда наконец беженцы добрались до горы Синай, предстал перед ними.
Договор с Богом
Ветхозаветные очевидцы передавали это так: в третье новолуние после бегства из Египта люди прошли через Синайскую пустыню и встали лагерем около горы Синай. Бог воззвал к Моисею с горы, что он должен донести до своего народа: если люди заключат союз с Ним, Богом, им будет и далее оказываться всякая помощь. Народ единогласно дал согласие. Тогда Бог сказал, что Он явится перед народом в густом облаке и будет говорить так, что все услышат. И предупредил Моисея: никто не должен подходить даже к подножию горы, тем более на неё восходить, это смертельно опасно. Только когда протрубит труба, можно будет идти на гору.
На третий день гору окутало густое облако, прогремел гром, сверкнули молнии, раздался рёв трубы — и Моисей повёл людей на гору. Но земля под ногами дрожала, над горой поднимался дым, труба ревела все громче и громче, и вдруг на вершину горы сошёл Бог и стал говорить с Моисеем. И ответы Бога были как раскаты грома. Моисею было велено запретить его людям смотреть на Бога, иначе они погибнут. Далее Он громовым голосом произнёс десять пунктов, с которыми должны были согласиться беглецы, если они хотят стать избранным народом. Это были известные нам Десять заповедей.
С беглецов этого громового ужаса было достаточно, они взмолились, чтобы Моисей сам разговаривал с Богом, а потом бы всё им рассказал.
Моисей же вошёл в густую тьму, Бог дал ему целый свод законов из области гражданского, уголовного и религиозного права. Потом Моисей вернулся к народу и пересказал все, что только что услышал. Согласны ли они исполнять такие законы, спроси, он. Согласны, ответил народ. Рано утром он сделал простой жертвенник, как просил Бог, без каких-либо изображение и в знак того, что народ принимает условия Бога, принёс в жертву волов, половину крови выплеснул на жертвенник, половину — на людей. И отправился к горе со старейшинами, чтобы и они увидели Бога. Но на вершину пошёл только он один. За скрижалями. Гор окутало облако с нестерпимым сиянием, Моисей вошёл, в это облако и исчез, а людям казалось, что его поглоти, огонь. И, когда его не было уже 40 дней, они решили, что он погиб. И стали срочно отливать изваяние более надёжно го бога Мардука в образе золотого тельца, которому раньше поклонялись.
Тут-то и вернулся Моисее который просидел на горе 40 дней и ночей без еды и сна, получая указания. Спустился Моисей с горы и увидел: его народ сделал золотого тельца и приносит ему жертвы. В ярости он бросил скрижали о землю и расколотил вдребезги.
После чего Моисею пришлось по приказу Бога вытесать новые каменные скрижали, втащить их на гору и ждать, пока Бог напишет на них новый завет — Десять заповедей.
Ковчег Завета
Новые скрижали было велено хранить в Ковчеге Завета и носить с собой. Обломки прежних скрижалей тоже положили в Ковчег. Как выглядели эти скрижали, даёт смутное представление Писание — текст на них был высечен с двух сторон. Всё. Остальные сведения известны только из устных преданий и комментариев толкователей Ветхого Завета или Торы. Длиной и шириной они были шесть тефахим, а толщиной три, то есть квадрат со сторонами примерно 50-60 и толщиной 20-23 сантиметра. При таком размере, как считали некоторые талмудисты, вес скрижалей достигал 40 сеа, но сеа — это мера объёма… в куриных яйцах, которых в одном сеа 144. Если брать среднестатистические современные яйца, то сеа — от 8 до 14 литров, а 40 сеа, соответственно, — 320-560 литров, именно столько воды должна была минимально вмещать еврейская купель для омовения — миква.
Талмудисты считали, что первые скрижали были изготовлены из камня небесного, на котором восседал Бог, то есть из Его Престола, а Престол, как известно, сделан на небесах из сапфира. Они рассчитали, сколько могли бы весить сапфировые скрижали: согласно расчётам равви Навэ — чуть больше 33 килограммов, а по подсчётам Хазона Иша — чуть больше 57. Впечатляющий вес. А учитывая, что скрижали, которые вытесал Моисей из скалы, вряд ли были сапфировыми, то и вовсе значительный. Правда, талмудисты считали, что вес не имеет значения. Скрижали были невесомы, как и Ковчег, и это знают все, кто читал Библию, — Ковчег нёс сам себя. Скрижали с письменами, начертанными Всевышним, тоже обретали совсем другой вес, чем простой кусок камня. Но когда Моисей тащил вытесанные им скрижали на гору — вот тогда, наверно, он обливался потом.
Но стоило Богу начертать Свой текст, и — о чудо! — спускался с горы Моисей налегке. Кстати, по словам талмудистов, текст на скрижалях был вырезан особым образом: не с двух сторон, как разъясняли христианские богословы, а насквозь, и его было видно с любой точки обзора: буквы парили в воздухе. Волшебное свойство простым каменным брускам придавали именно эти буквы. Опять же, по мнению талмудистов, на скрижалях были записаны не только Десять заповедей. «Между каждым из десяти речений, записанных на скрижалях, — считал равви Ханания, — следовали уточнения и буквы Торы, подобно тому, как между больших волн есть множество мелких, ибо Десять речений — это основные правила Торы».
И убрана эта тайная книга Бога была в переносной дом Бога — Ковчег. И переезжала она с места на место, пока не оказалась в Святая святых первого Храма — Храма Соломона. Правда, не все в этом убеждены. Некоторые исследователи считают, что и Ковчег, и скрижали пропали гораздо раньше, ещё во время странствий. А где же они хранились до Соломона? И что хранилось тогда у Соломона?
В поисках истины
В иудейской традиции обе версии скрижалей хранились в Ковчеге, даже известно, как они в этом Ковчеге лежали — внизу разбитые скрижали, сверху — целые, и евреи постоянно таскали Ковчег со всем содержимым с войны на войну. Пока Ковчег не обрёл постоянной прописки. Но какое-то время Ковчег находился на горе Хорив, которая считалась той самой горой Синай, где Моисей и получил свои скрижали. По одной из христианских уже легенд, когда Ковчег пропал, скрижали чудесным образом переместились туда, откуда и были доставлены в Иерусалим. И якобы монахи, построившие монастырь Святой Екатерины, об этом знали, потому-то к ним благоволил и сам Мухаммед, выдавший им охранную грамоту, и султан Селим, подтвердивший её подлинность. Правда, большинство богословов было убеждено: скрижали там же, где и Ковчег. А Ковчег то ли был спрятан Иосией так, что, можно сказать, навсегда потерян, то ли был украден раньше царём Менеликом и находится где-то в Эфиопии, возможно, в Аксуме. То ли и вовсе у Соломона была только копия Ковчега, а настоящий, со скрижалями прятали в своём храме на горе Гаризим самаряне, которые считали себя настоящими иудеями — коленом Иосифовым.
В исламской традиции скрижали и вовсе не были разбиты. Разъярённый Моисей хорошенько отодрал Аарона за волосы, бросил скрижали на землю, потом поднял, тем дело и обошлось. И чтут они совсем другую Скрижаль — Хранимую. Это Книга Книг, на которой записано все, что было, и все, что будет, «книга, определяющая срок». Хранится эта книга не то справа от трона Аллаха, не то под его троном, сделана она из небесного камня цвета перламутра, а края — цвета яхонта. Именно с неё ангел в Ночь предопределения надиктовал Коран пророку Мухаммеду.
Журнал: Загадки истории №44, октябрь 2022 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Елена Филимонова
Источник: ufospace.net