Рассказами о чудо-оружии древности — греческом, или морском, огне, способном полыхать даже в воде, — полны труды всех мало-мальски уважающих себя историков Средневековья. Но при этом сам состав зажигательной смеси — тайна за семью печатями. Никто точно не знает, как и из чего именно изготавливался этот смертоносный разрушительный огонь. И это притом, что за свою историю он был изобретён как минимум дважды.
Прадед огнемёта
Впервые о легковоспламеняющемся составе, несущем смерть, сообщил в 350 году до н.э. древний грек Эней Тактик. В своих записках «Об искусстве полководца» он, в частности, писал: «Для сжигания кораблей врага употребляется смесь зажжённой смолы, серы, пакли, ладана и опилок смолистого дерева». В другой раз жидкий огонь «всплыл» в 424 году до н.э.: греки «поливали» им своих соперников из «полого бревна» в сражении при Делии.
Потом на долгие столетия чудо-оружие исчезло из виду и вновь объявилось лишь в VII веке, когда его заново изобрёл инженер, архитектор и предположительно химик по имени Каллиник из города Гелиополь (сегодня Баальбек в Ливане).
В 673 году он бежал из родного города, оккупированного арабами, в Византию и предложил своё изобретение императору Константину IV. При этом он разработал не только состав горючей смеси, но и так называемые сифонофоры — трубы, изготовленные из латуни или железа. Их размещали на носовой части палубы корабля, а на конце труб помещали головы львов или драконов. В нужный момент пасть зверя открывалась, и из неё со страшным рёвом вырывался сноп огня — за счёт сжатого воздуха или кузнечных мехов. Правда, поразить цель этот «огнемёт» мог только на расстоянии 30 метров. Но и этого оказалось достаточно, чтобы в 673 году византийцы наголову разбили арабский флот, хотя тот был куда больше. Греческий огонь, который ничем нельзя было погасить,
полностью уничтожил деревянные корабли неприятеля. При этом горели не только суда, но и вода вокруг них. Именно тогда, с лёгкой руки арабов, оружие стали называть греческим огнём, ведь и саму Византию в ту пору именовали империей греков — из-за господства в ней греческого населения и культуры.
Отныне в каждом морском сражении византийцы применяли своё чудо-оружие, молва о котором разошлась по всему миру. Конечно, оно требовало очень острожного обращения, и порой сами византийцы становились его жертвами. Нб, несмотря на это, вопрос о списании греческого огня даже не поднимался. Да и могло ли быть иначе, если он принёс Византии славу непобедимой державы?
Секрет Полишинеля
Понятно, что византийцы тщательно охраняли свою тайну. Смесь для греческого огня изготавливали в хорошо охраняемых секретных лабораториях. Византийский император Константин VII Багрянородный наказывал сыну: «Ты должен более всего заботиться о греческом огне. И если кто осмелится просить его у тебя, как просили часто у нас самих, то отвергай эти просьбы и отвечай, что огонь открыт был ангелом Константину, первому императору христиан. Великий император, в предостережение для своих наследников, приказал вырезать в храме на престоле проклятие на того, кто осмелится передать это открытие чужеземцам».
Однако «византийский огнемёт» не давал покоя противникам, и они всячески пытались постичь его тайну. В 1193 году один из арабских химиков уверял, будто знает состав зажигательной смеси. По его мнению, она состояла из керосина, серы, смолы и дёгтя. А вот алхимик Винцетитус, живший в XIII веке, изложил свой рецепт более подробно. Он предлагал взять в равных долях расплавленную серу, дёготь, растительный сок и голубиный помёт — всё в сухом виде. А затем поместить ингредиенты в прочный сосуд с растворителем — скипидаром или серной кислотой — и оправить его в печь на 15 дней. Финальный этап предполагал перегонку по принципу изготовления винного спирта. После всех этих манипуляций греческий огонь, по идее, должен был быть готов. Увы, этого не случилось: догадка оказалась неверна.
Тем не менее тайна греческого огня перестала быть тайной. В 1210 году византийский император Алексей III Ангел, потеряв трон, стал искать поддержки у конийского султана. Тот приютил экс-императора и доверил ему командование армией. И уже через 8 лет арабы вовсю использовали греческий огонь — в том числе в сражении с крестоносцами в Дамьетте.
Постепенно о секретном составе чудо-оружия узнали и в других странах. Историк Жан де Жуанвиль, принимавший участие в Седьмом крестовом походе, писал, что сарацины использовали греческий огонь, атакуя укрепления крестоносцев. Он сравнивал оружие с драконом, летящим в небе, а шум, издаваемый им, с громом небесным. Огонь был пронзительно ярок, создавалось ощущение, что над местом сражения взошло Солнце.
Даже в русских летописях есть упоминание о греческом огне: «зажгоша и бысть буря и дым велик на сих потяну». Речь здесь идёт об осаде новгородцами вражеской крепости. Позже «огнемёты» использовали турки, половцы и орда Тамерлана.
Перестав быть тайной, греческий огонь утратил свою притягательность. Последняя запись о его применении датирована 1453 годом. Во время захвата Константинополя его использовали как турки, так и византийцы. С изобретением пороха греческий огонь и вовсе лишился актуальности, ведь порох по всему был практичнее и безопаснее. А рецепт зажигательной смеси снова потерялся.
Научный интерес
Однако если военные отказались от самовоспламеняющейся смеси, то учёные интереса к ней не потеряли. Чтобы узнать состав греческого огня, исследователи много раз перечитывали византийские рукописи. Так была найдена запись, сделанная рукой византийской принцессы Анны Комнины, в которой были обозначены три составляющие смеси: сера, смола, древесный сок. Однако след оказался ложным. То ли принцессе доверяли не все государственные тайны, то ли она намеренно занималась дезинформацией.
В 1759 году французский химик Андре Дюпре поделился своим рецептом греческого огня. А точнее, продемонстрировал оружие в действии. В Гавре в тот день собралась почтенная публика во главе с королём Людовиком XV. С помощью катапульты Дюпре метнул ёмкость со смесью в шлюпку, стоявшую на якоре. Судно загорелось в один миг. Потрясённый и напуганный монарх приказал забрать и уничтожить все записи химика, чтобы никто и никогда не смог применить это опасное оружие. Чуть позже при загадочных обстоятельствах погиб и сам учёный. Рецепт огня остался тайной.
Между тем споры по поводу его состава не утихали. В 1937 году немецкий физик Штетбахер уверял, что греческий огонь делали из серы, соли, смолы, асфальта и жжёной извести. А в 1960 году английский учёный Партингтон предложил свою версию горючей смеси: лёгкие фракции перегонки нефти, смола, сера. Французские исследователи, в свою очередь, считали, что в составе греческого огня обязательно должна присутствовать селитра, ведь арабы свидетельствовали, будто его можно было погасить уксусом.
На сегодняшний день самым вероятным считается рецепт, в который входят неочищенный продукт лёгкой фракции перегонки нефти, несколько смол, растительные масла и селитра или негашёная известь. Но и он не является окончательным…
Знаете ли вы что…
В 914 году от греческого огня пострадал флот князя Игоря, когда тот попытался вторгнуться в Константинополь. Русская флотилия, состоявшая из тысяч кораблей, не устояла перед 15 судами византийцев, изрыгающими смертоносное пламя. Воины князя Игоря, пытаясь спастись от огня, прыгали в воду, где нашли свою смерть: одни из них пошли ко дну под тяжестью доспехов, а другие заживо сгорели в воде.
Источник: ufospace.net