Много веков назад на берегах Мексиканского залива возникла загадочная культура, названная теотиуаканской, по имени крупнейшего города, священного центра всей доколумбовой Мексики — Теотиуакана. В текстах, полученных от индейцев монахом Бернардино де Саагуном, говорится, что, по мнению ацтеков, здесь были рождены боги.
Примерно в 300 году до н.э. в широкой долине возникли два селения, занимавшие площадь около четырёх квадратных километров. Жители возделывали кукурузу, тыкву, перец и фасоль. Среди них были ремесленники, изготовлявшие керамику, плетёные корзины, ткани. Однако не известно точно, откуда пришли 5 тысяч человек, населявших долину.
В поисках жертв
Что происходило в течение дальнейших четырёх с половиной сотен лет — тоже неясно, но в 150 году весть о существовании большого поселения распространяется по всей Мезоамерике. Начинается приток жителей, причём уже тогда большинство приходило, чтобы поклониться богам. А другие оставались здесь жить навсегда. Свидетельством этих событий являются находки археологов. Они обнаружили следы колоний, основанных выходцами из разных индейских городов. В этот период население Теотиуакана достигало примерно 30 тысяч человек, а его площадь выросла до 17 квадратных километров.
Уже тогда сложился градостроительный план сакрального центра. Теотиуакан формировали два пересекающихся под прямым углом и ориентированных по сторонам света широких проспекта. В этом центре со временем сосредоточилось 18 пирамид.
Проспект, простиравшийся с севера на юг, имел длину свыше пяти километров. Ацтеки дали ему название Мишкоатли — Дорога мёртвых, ибо по ней шли нескончаемые религиозные процессии, основными действующими лицами которых были те, кого вели к подножию пирамид, чтобы принести в жертву богам. Но мифы ацтеков уверяли, что сами обречённые на заклание в момент смерти не умирали, а превращались в богов, присоединяясь к их сонму.
К 600 году — моменту наивысшего расцвета города — площадь, занимаемая Теотиуаканом, составляла уже 80 квадратных километров, а число жителей приближалось к 200 тысячам. Город разделился на кварталы с общественными зданиями, культовыми сооружениями, рынками, дворцами и жилыми домами, рассчитанными на несколько семей.
Внезапная гибель
Северный конец Дороги мёртвых венчает 42-метровая пирамида Луны. По своей конструкции и внешнему виду эта пирамида — точная копия своей «старшей сестры», пирамиды Солнца.
Пирамида Солнца, высотой 65 метров, расположена на левой стороне проспекта Мишкоатли и представляет собой величественное пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой когда-то стоял храм.
Напротив пирамиды Луны, в южном конце Дороги мёртвых, расположена ещё одна — третья по величине — пирамида Пернатого Змея, посвящённая Кецалькоатлю, главному божеству индейцев Мексики, с чьим именем они связывают происхождение как Вселенной, так и самих людей на земле. Фасад великолепного храма украшен извивающимися пернатыми змеями. Головы змей возникают из подобия цветка из 11 лепестков и чередуются с головами бога дождя с огромными круглыми глазами, клыками и своеобразным пучком волос.
Около 650 года жители по неизвестной пока причине решили покинуть священный город, а с их уходом погибла культура, процветавшая до VII века. Она исчезла предположительно под ударами толь-теков, воинственного племени жестоких воинов, которые рядом с каменными пирамидами воздвигали их копии из человеческих черепов.
Позднее на побережье Мексиканского залива пришли ацтеки. Они, восхищаясь увиденным гигантским, но давно заброшенным городом, уверовали в то, что его строили мифические великаны — кинаме. Ацтеки же дали ему имя Теотиуакан — «место, где рождаются боги», — но, возможно, просто перевели прежнее название на свой язык.
В IX веке ацтеки возобновили жизнедеятельность священного города, где в свете жертвенных огней вновь рекой потекла человеческая кровь тех, кто уходил в компанию небожителей. После завоевания Мексики испанцами Теотиуакан на долгие годы был покинут, превратившись в горы щебня, заросшие травой.
Что известно археологам?
Археологические раскопки в древнем городе ведутся уже столетие, но до сих пор его происхождение остаётся загадкой. Когда началось строительство, кем были архитекторы и какую цель они преследовали, ориентируя город строго по сторонам света и концентрируя в нём почти два десятка пирамид, на каком языке говорили строители и почему погибла их культура — это вопросы без ответов, хотя совместные усилия американских, японских и мексиканских археологов несколько прояснили смысл и значение Теотиуакана — индейской «Мекки».
В наши дни группа археологов, возглавляемая профессором Сабуро Сугиямой, через засыпанные ходы пробиваясь внутрь пирамиды Луны, построенной из базальтовых блоков, обнаружила несколько погребальных камер. Но они оказались разграбленными. В глубине пирамиды археологи нашли два неисследованных туннеля и, пройдя со всей осторожностью 10 метров по одному из них, попали в расписанную фресками погребальную камеру, где покоились останки некоей знатной особы, вероятно, жреца. На этот раз, к радости археологов, камера оказалась нетронутой. Она вся была завалена священными дарами: обсидиановым оружием, нефритовыми статуэтками, церемониальными ножами и наконечниками для копий. Кроме мужского скелета без каких-либо украшений, тут же были найдены принесённые в жертву волк, пума, змея и разные птицы.
Содержимое захоронения удивило и озадачило профессора Сугияму. Он признал, что ранее нигде более не находил ничего подобного, ведь обычно в жертву приносили людей. Однако в ходе изучения одной из внутренних подземных камер пирамиды Пернатого Змея были обнаружены останки 133 мужчин и женщин. Они лежали группами из 4, 8, 9, 18 и 20 скелетов, что отнюдь не случайно, ибо эти числа — ключевые в календаре и космологии древних индейских культур. У большинства людей руки были связаны за спиной, из чего исследователь заключил, что они были принесены в жертву.
Недавно в той же пирамиде дистанционно управляемый робот обнаружил новый длинный туннель с загадочными символами. В глубине пирамиды Пернатого Змея роботу удалось найти три новые погребальные камеры.
Ещё более захватывающие открытия сделаны в пирамиде Солнца. Под ней, глубоко под землёй, в самом сердце всего сооружения, куда вёл туннель, находилась значительных размеров пещера. От неё расходились коридоры к другим камерам.
Безусловно, подземелье служило для исполнения каких-то неизвестных ритуалов.
На стыке миров
Мексиканский писатель и археолог-любитель Антонио Пинья, опираясь на известные космогонические мифы, предположил, что строители Теотиуакана создавали город, как «невероятный аппарат, способный улавливать и трансформировать с пользой не только для человечества… мощные космические энергии». Дело в том, что пирамида, по представлению индейцев, является центром вселенной, она — связующее звено между космосом и потусторонним миром. Камеры, открытые под пирамидой Солнца, явились наглядным подтверждением этих космогонических идей, так как они оказались естественного происхождения и возникли в незапамятные времена в огромном потоке лавы, из которого вырывался раскалённый газ. На месте этих пор планеты, именно там, где поток земной энергии, вырывавшейся на поверхность, был наиболее значителен, появился когда-то первый храм, послуживший основой для дальнейшего строительства великой пирамиды Солнца.
По мнению Антонио Пиньи, после произведённой реставрации и освящения пирамиды индейскими жрецами в ней вновь объединились мощные потоки энергии космоса и Земли, производящие свет. С ним может слиться каждый желающий воспользоваться силой для возвышенной цели, ибо это место, где человек, по преданию, становится богом.
Журнал: Загадки истории №13, апрель 2019 года
Рубрика: Исчезнувшие цивилизации
Автор: Ада Михайлова
Источник: ufospace.net