«Ну и барахло, руки у них не из того места растут», — ругаемся мы, когда рвется одежда, разваливаются ботинки, выходит из строя бытовой прибор. Мы и не подозреваем, что производители «барахла» вовсе не безрукие неумехи, а вполне квалифицированные специалисты в своей отрасли. Просто у купленного нами товара был изначально запланирован короткий срок жизни.
Фото из открытых источников
Рост производства как залог существования промышленности
Существующая ныне мировая капиталистическая экономическая система не терпит стояния на месте. Чтобы выжить в острой конкурентной борьбе просто необходимо больше, чем конкуренты, производить и больше, чем они, продавать, полученную прибыль вкладывать в расширение производства и далее начинать новый круг. В постоянном увеличении объема производства и продаж – залог выживания фирмы, не говоря уж о процветании. Снижение этих двух показателей для руководства компании звучит тревожным набатом: разорение многих корпораций начиналось именно с этого.
Но как заставить потребителя покупать еще и еще? Если человек не больной на голову, он не станет покупать 50 пиджаков, 80 галстуков, 30 пар обуви и 10 мобильных телефонов. Если у него 2 руки, зачем ему 3 наручных часов?
Фото из открытых источников
Первыми с этой проблемой столкнулись американские производители автомобилей. Автомобильный бум начала XX века стал толчком к развитию всей американской промышленности. Каждая семья мечтала о собственном автомобиле. Однако очень скоро кривая продаж пошла вниз: «форды», «кадиллаки», «бьюики», заполнили американские города, рынок наполнился. Сбывать новые модели автомобилей становилось все сложнее, тысячи новеньких машин стояли непроданными. Конвейеры должны были вот-вот остановиться, фирмам грозил крах. Специалисты по маркетингу ломали головы: как заставить рядового американца отказаться от вполне работоспособного автомобиля и купить новый?
Статус – это все!
В массы стала внедряться стереотип о престижности обладания автомобиля последней модели. Срок пользования купленной машиной стал снижаться до 5, затем 3-х лет. Новые модели уходили с конвейера, а на автомобильные кладбища отправлялись вполне работоспособные «форды» и «крайслеры». Примеру автопроизводителей последовали и другие компании, выпускающие одежду, обувь, часы и пр. Этот рекламный трюк «имидж — это все!» исправно работает до сегодняшнего дня, заставляя нас покупать престижные вещи, в которых острой необходимости по сути и нет.
Фото из открытых источников
Однако оставалась огромная прослойка потенциальных покупателей, для которых «статус» и «престиж» не имели никакого значения. Они не желали выбрасывать еще годные вещи ради приобретения последней модели. «Ну что же, — решили «умные головы», — если они покупают новую вещь только когда старая придет в негодность, нужно чтобы старая пришла в негодность как можно скорее».
«Товары недлительного пользования»
Был взят курс на выпуск товаров с изначально укороченным сроком жизни. Количество рабочих часов лампочек незаметно снизилось с 2.500 до 1.000. Химики концерна DuPont разработали сверхпрочный нейлон, чулки из которого носились до 3-х лет. Вместе с премией за технический талант разработчики получили удивившее их задание: снизить прочность созданного нейлона до срока жизни в несколько месяцев. А теперь угадайте, чулки из какого нейлона достались потребителям?
Одноразовые товары
Фото из открытых источников
Вам уже наверняка попадались одноразовые ручки, в которых стержень не подлежит замене. Кончилась паста – выбрасывается вся ручка. В идеале производителей подавляющее число товаров должны быть одноразовыми. Например, одежда, обувь, посуда. Надо сказать, «успехи» уже видны невооруженным глазом: в вашем городе остался хоть один пункт приема стеклотары? Это при том, что пиво в стеклянной таре – совсем не редкость, но его производителям гораздо проще закупить новую партию стеклопосуды, чем возиться со сбором старой.
Конечно, многие вещи ДОЛЖНЫ быть одноразовыми. Никто слова не скажет против одноразовых медицинских шприцов. Но помните, что какие бы доводы вам не приводили (гигиена, охрана здоровья), главная цель у производителя совсем другая: вытрясание ваших кошельков.
А то, что невозможно сделать одноразовым, должно быстро устаревать морально и технически. Но стоит ли сокращать срок пользования, скажем, холодильника или стиральной машины? Ведь покупка новой модели это не только зря выброшенные деньги, но и бездумно потраченные материальные ресурсы нашей планеты, которые вовсе не безграничны.
Made in USSR
Во многих семьях до сих пор пользуются утюгами, часами, швейными машинками (механическими и электрическими) с клеймом «сделано в СССР». Плановая экономика для своего выживания не нуждалась в искусственном наращивании производства. В каждое изделие закладывался двойной, а то и тройной запас прочности. Поэтому когда старики ворчат, что «вот раньше сапоги были – не чета нынешним, тем износу не было!», — не стоит ухмыляться, это абсолютная правда. Автор: Klim Podkova
Источник: esoreiter.ru