Посещая Таиланд, многие туристы обращают внимание на то, что здесь очень часто можно встретить изображение странных змееподобных существ. В большинстве своем, испытывая не совсем радужные чувства к пресмыкающимся, они задаются вопросом, отчего население этой страны отвело змеям столь почетное место в своей культуре? И чем они, змеи, величаемые здесь «наги», это место заслужили? В поисках ответа на данный вопрос пришлось столкнуться с многочисленными его интерпретациям. Но прежде чем, представить их на суд читателей, отметим, что, безусловно, все литературные источники сходятся в одном. А именно, слово «нага» означает «змея» на Санскрите, древнем священном литературном языке Индии.
А вот, далее относительно внешнего вида, поля деятельности и характера нагов существуют разночтения. По одним данным они предстают мифическим народом людей-змей, обитавшим, согласно преданиям, в Индии в глубокой древности. Иногда даются более конкретные описания; существа с человеческими лицами и змеиным хвостом. В других источниках они просто называются змеями, которые могут принимать человеческий облик. В индийском эпосе Махабхарата — это совершенно определенные змеи, имеющие своих родителей — мудреца Кашьяпу и одну из его жен по имени Кадру. В описаниях нагов варьируется и количество голов-капюшонов, от одной до семи. Упоминается, что иногда они носят драгоценности, освещая ими темноту мира, в котором обитают.
Наги окрашены в голубой, зеленый, красный, черный и белый цвета и носят разнообразные одежды. Например, Шеша изображался в пурпурном одеянии с белым ожерельем вокруг шеи, сестра Васуки, безупречно сложенная Джараткара, — облаченной в красивую одежду и украшенной драгоценностями.
"[Наги] из рода Васуки… были голубого, красного и белого цветов: все они обладали огромными, отвратительного вида туловищами, переполненными смертельным ядом. Их имена — Котика, Манаса, Пурна…
[Наги] из семейства Дхритараштры. Эти змеи… могли передвигаться с быстротой ветра и были ужасно ядовиты. Вот они — Шанкукарна, Пингалака, Кутхарамукха…"(Махабхарата)
Наги из рода Дхритараштры — это крайне трогательно… Как бы хотелось больше подробностей! — мое прим.
Где проживают наги?
Наги практически всегда ассоциируется с водным миром. В эпосах фигурируют определенные места обитания, например, подземное озеро Патала, иногда называемое подземным царством Нагалока или Паталалока, с множеством подземных дворцов, или просто «нижним царством» с одноименным названием. В ряде источников указывается на то, что царство нагов располагается сразу под основанием божественной горы Меру, а под змеиным обиталищем располагаются адовы вместилища. Однако могут также встречаться описания небесных нагов, охраняющих дворцы, священных нагов, дающих дожди, земных нагов, осушающих реки и скрытых нагов, которые стерегут сокровища.
В первой книге «Махабхарататы» (Адипарве) наги описываются живущими на земле. Затем Брахма разверз землю и они спустились под нее. Переселившись в подземный мир, Паталу, наги воздвигли себе великолепные дворцы, блистающие золотом и драгоценными камнями. Мудрый змей Васуки стал царем нагов и правил в их подземном городе Бхогавати, полном невиданных на земле сокровищ.
Каков их характер?
Они расцениваются потенциально опасными, обладающими мощной силой, во многом превосходящими по своему развитию людей. Полагается, что большинство из них являются демоническими сущностями, а некоторые даже получили бессмертие в результате того, что лизнули эликсир «вечной жизни», предназначавшийся божествам. Однако несмотря на то, что большинство нагов ассоциируется у людей со злом, отдельные из них сделались достойными уважения и поклонения, так как связано с деятельностью определенных богов.
Кто они, выдающиеся наги?
Наиболее знаменитые из них имели собственные имена. Семиглавый Ананта, также известный как Шеша, поддерживал бога Вишну на ложе из змеиных колец, плывущем по безбрежному космическому океану, тогда как бог грезил о существовании мироздания. Еще одним нагом, удостоенным собственного имени, является Васука. По легенде его тело было обернуто вокруг священной горы Меру для того чтобы боги и демоны смогли ее раскачать, таская змея за хвост и голову. Все эти манипуляции должны были привести к взбиванию первородного океана, на котором она располагалась, и получения напитка бессмертия, амброзии. Кроме того, Васука являлся ожерельем бога Шивы и помощником в борьбе со злобными демонами. Наг Мучалинда, защищал медитирующего Будду, от ненастья, для чего обвился вокруг него семь раз и прикрыл семью своими головами — капюшонами, будто зонтом. На этом взаимоотношения нагов с Буддой не исчерпываются.
Существует легенда, что Будда проповедовал один закон для людей и другой — для богов, и этот последний — эзотерический — хранился на небесах и во дворцах змей, которые несколько столетий спустя передали его монаху Нагарджуне, основателю первой философской школы Северного Буддизма (Мадхьямика), чье возникновение в Индии относят ко второму веку н.э. Полагается, что Будда грядущего — Майтрейя, до его появления в мире людей совершенствуется в небесах под руководством священного нага, для того чтобы подготовиться к просветлению на земле, которое, как и во времена Будды Шакьямуни произойдет под деревом, охраняемым большим нагом. Предания о нагах встречаются не только буддийском и индуистском эпосе.
Довольно часто наги жили в человеческом обличье среди людей. Точно также люди иногда жили вместе с нагами в их мире. И в том и другом случае от браков людей и нагов рождалось полноценное потомство. Пример тому — мудрец Астика, родившийся от брака сестры Васуки нагини Джараткару и мудреца Джараткару и оставивший после себя детей и внуков. Женщины нагов — нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились жёнами смертных царей и героев. Так на девушке — нагини женился герой «Махабхараты» Ашваттхама, сын Дроны; царевна-нагини Улупи провела одну ночь с другим героем «Махабхараты», Арджуной, а нагини Кумудвати стала женой Куши, сына Рамы. Наги были прародителями целых кланов. От нагов вели свое происхождение раджи Бхадрава. Мудрецы — риши и наги были божествами гималайской долины Кулу. Австрийский ученый Вогель отмечал, что риши в Кулу, «странно сказать, считается нагом».
В Камбоджийском эпосе дочь короля нагов вышла замуж за индийского брахмана, от этого брака и произошли люди Камбоджи. Вот почему сегодня камбоджийцы говорят: «Мы рождены от Нага». Легенды подобно камбоджийской встречаются среди племен, населяющих Южную Индию и аборигенов Австралии. По их версии наги населяли огромный континент где-то в Тихом океане, однако он ушел под воду и его остатки сформировали индонезийский архипелаг и Австралию.
Из всего перечисленного можно заключить, что наги — люди, какое бы фантастическое обличье ни приписывала им мифология. А вот брак Ашваттхамы для меня новость! Как же я упустила столь интересную информацию? — мое прим.
В индийских источниках представление о нагах — божественных змеях — смешивается с представлением о нагах —исторических племенах живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. С корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. Нагадвипа — «страна нагов» — одна из девяти частей Бхаратаварши или нынешней Индии, согласно «Пуранам» (Вишну-пур II 3, 6). Не осталось никаких доказательств относительно того, кем были Наги (исторические люди), но существует также мнение, что они были одним из скифских племен, имевшим своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу. Но этому нет доказательств.
Версия со скифами крайне занимательна и может иметь под собой почву, учитывая змееногий облик богини Апи, а также упоминаемые в предыдущей цитате изваяния под змеиными капюшонами. Рождает идеи относительно Змея нашего Вритры. — мое прим.
Каково же поле деятельности нагов?
Оно обширно, но в основе его лежат управление определенными силами природы. В большинстве стран буддийского и индуистского мира божество змеи отвечает за власть над ливнями, а, следовательно, и урожаем. Кроме того, в Непале считается, что наги в состоянии защитить жилище от землетрясения.
А вот тут совсем интересно! Что там озвучивает Дурьйодхана в «Удъогапарве»? Дожди в его владениях всегда вовремя изливаются, потому что он, дескать, так желает из любви к подданным. Поэтому с урожаями проблем нет. А случись землетрясение — утихомирим. «Из сострадания к живым существам». Нежная водная сущность потомка нагов, однако… И с водой у него, между прочим, своеобразные отношения. И Змей на знамени. — мое прим.
Они могут быть щедрыми, но если разъяряться, способны напускать на людей болезни и эпидемии. В Мьянме (бывшая Бирма) змей является сущностью природы, связанный с деревьями и священными местами. А вот в гималайском Буддизме кроме, всего прочего, наги считаются хранителями секретных книг мудрости. В связи с верой людей в природные силы нагов, были сформированы ритуалы поклонения им, которые живут и по сей день.
Как выглядят обряды поклонения нагам? Особенно выразительна традиция, проповедуемая лаосцами и тайцами, проживающими на берегах реки Меконг (северо-восток Таиланда). Они считают, что волшебный змей обитает в его водах. И потому ежегодно приносят нагу жертву. Ее материальное воплощение зависит от того, на чем каждая деревенька специализируется. Местные жители полагают, что если перед поездкой по реке нагу преподнести подношение, то он непременно защитит от всех неприятностей, связанных с водой. Кроме того, каждый год ночью 15 дня одиннадцатого месяца по лунному календарю, обычно это первая декада октября, происходит неординарное событие, понаблюдать за которым собираются десятки сотен людей.
А именно, в определенных районах Меконга ночью над водой появляются огненные шары, происхождение которых местные жители связывают с деятельностью волшебного нага. Работники редакции «Инфосервиса» несколько лет тому назад были свидетелями этого явления. Единой научной точки зрения относительно его причины в настоящее время не существует. В отдельные годы выдвигались теории о возможном скоплении светящегося планктона, выбросах инертных газов, шаровых молниях и т.д. Тем не менее, загадка «нага Меконга» остается не разгаданной и по сей день.
В индуизме также существует специальный праздник поклонения нагам, называемый Панчами Нага, который отмечается на пятый день после полнолуния. В этот день приверженцы данной традиции приклеивают изображения нагов на дверной проем вместе с экскрементами коров. Как часть ритуала, для ублажения божества, его изображению предлагают молоко, любимый напиток.
Извечным врагом нагов является Гаруда.
В ведах Гаруда не упоминается, но в поздневедической литературе он отождествлён с Таркшьей, конём или птицей бога солнца (Таркшья — один из эпитетов Гаруды), и реминисценции солнечной природы Гаруды сохраняются в связанных с ним эпических и пуранических мифах. Гаруда — сын мудреца Кашьяпы и Винаты, дочери Дакши. Когда Гаруда родился, боги, ослеплённые сиянием, исходящим от его тела, приняли его за Агни и восславили его как олицетворение солнца (Мбх. I 20). Устойчивый мифологический мотив, соединённый с Гарудой, — его постоянная вражда со змеями, «пожирателем» которых он является.
Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты (восходящей к ведийскому мифу о похищении сомы орлом Индры; см. РВ IV 26, 27). Во время похищения Гаруда встречается в небе с Вишну. Вишну предлагает Гаруде дар, и Гаруда требует быть выше Вишну. Тогда Вишну помещает изображение Гаруды на своём знамени, но в ответ просит Гаруду быть его ездовым животным.
Вознес на знамя — и сел на шею. Молодец, Вишну! :)))
Гаруда изображается существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом. Впервые изображения Гаруды появляются на индийских монетах 4-5 вв. В драме «Веселье змей», созданной в седьмом веке и считающейся творением некоего царя, Гаруда каждый день убивает и пожирает одну змею (вероятно, очковую), пока князь-буддист не внушает ему добродетель воздержания. В последнем действии Гаруда возвращает к жизни многие поколения змей, которых он пожирал. Эггелинг полагает, что это произведение, возможно, брахманистская сатира на буддизм.
Скульптурные изображения нагов достались Таиланду как наследство Кхмерской империи, границы которой в период ее расцвета (12 век) простирались на большую его часть. Они являются неотъемлемой частью буддийского храмового комплекса. Чаще всего священные имеющие длинное чешуйчатое тело и несколько голов (но непременно нечетное) наги окружают основное храмовое здание или украшают балюстрады лестниц к ним ведущие. В силу особенностей своего проживания и магических способностей, о чем было сказано выше, они могут считаться своеобразным мостом между миром людей и богов.
Источник: salik.biz