Древнее название Крыма — Таврия — было дано полуострову греками. Оно происходит от названия тавров — людей-"быков", которые жили на окраине античной Ойкумены.
Поклонение быку: Какой была религия древней Тавриды?
Племя тавров населяло горы и предгорья Юго-Восточного Крыма, а также часть Южного берега. По версии географа Страбона, тавры относились к скифам. Но историки склонны видеть в них самостоятельный аборигенный этнос Крыма киммерийского, фракийского, кавказского или германского происхождения. По свидетельству древних греков, этот народ жил грабежом и войной, а крыши домов украшал головами убитых врагов. Правда, правитель тавров не решился помогать скифам, когда на них напал персидский царь Дарий в 513 году до нашей эры.
Почему Таврида?
Некоторые считают, что название тавров происходит от Тавра — горного хребта в Малой Азии. Греки могли называть так и крымские горы, представляя их частями единой цепи.
Но куда интересней версия о том, что греческие поселенцы в Крыму перевели самона звание соседнего народа, которое могло означать "племя быка".
Само слово "таврос" восходит к праиндоевропейскому и прасемитскому названию дикого быка — тура. Крым входил в ареал обитания этого животного. О том, что древние жители полуострова охотились на быка, свидетельствует петроглиф на горе Бурун-Кая в Бахчисарайском районе. Рисунок, выполненный красной охрой, относят к III тысячелетию до нашей эры. Когда быки были приручены, они стали играть важную роль в сельском хозяйстве полуострова.
Бычий культ считается одной из форм тотемизма. Если для северных народов Евразии характерны тотемы змея, волка и медведя, то в обширном регионе, примыкающем к Средиземному морю, почитали быка. Уже в культуре Чатал-Гуюк в Малой Азии, существовавшей 9-7 тысяч лет назад, присутствуют артефакты этого культа — скульптурные бычьи головы.
В пользу "тотемной" версии говорит и фраза римского историка Аммиана Марцеллина о том, что тавры "ревели". Вероятно, они делали это во время битв, чтобы устрашить врага и продемонстрировать своё "родство" с быком.
Таинственная Дева
В целом религия тавров не изучена. Больше всего информации о кровавом культе богини Девы (Партенос), который описан Геродотом. По его словам, тавры совершали пиратские нападения на греческие суда, захватывали моряков в плен и приносили их в жертву богине, нанося удар дубиной по голове. Та же участь ждала жертв кораблекрушений, которых море выбрасывало на крымский берег. Согласно Геродоту, Дева отождествлялась с Ифигенией. А это, согласно греческим мифам, был либо один из титулов Артемиды Таврополы, либо имя её жрицы.
Данное свидетельство позволяет реконструировать, каким образом мог эволюционировать культ быка. Известно, что на Крите в минойскую эпоху таврополами именовались девушки, которые участвовали в смертельно опасном ритуальном танце — своеобразном "предке" испанской корриды. Они запрыгивали на спину быка и в конце ритуала, как правило, погибали. На кладбищах минойцев находят скелеты молодых людей с тяжёлыми увечьями.
Сакральное единоборство-жертвоприношение в разных формах могло существовать во всех регионах, охваченных культом быка — в том числе и в Крыму. Для древнего человека кровавое действо, вероятно, означало мистерию сил плодородия. С одной стороны в ней участвовал бык — мощный зверь с хорошо заметным фаллосом, а с другой стороны девственница — "непочатый" резервуар плодородия. Определённую роль в формировании культа Быка-Девы могли сыграть наблюдения за Луной. Фазы ночного светила древние люди связывали с женским менструальным циклом, а её "рога" рождали ассоциацию с быком.
Через Артемиду Таврополу поселившиеся в Крыму греки стали почитать синкретичную богиню Деву-Ифигению. Её связь с быком не вызывает сомнений. Серебряные монеты-тетрадрахмы, которые чеканились в греческом Херсонесе в IV веке до нашей эры, имеют изображения Девы и быка на аверсе и реверсе соответственно. Встречались и бронзовые монеты, на которых образ быка сочетался с Девой, убивающей лань (животное Артемиды). Все это неудивительно, учитывая, что Херсонес, по данным археологов, вырос из ранее существовавшего таврского поселения.
Богиня с бычьей головой
Наиболее архаичный этап таврских представлений о Деве, по-видимому, отражает рисунок на терракотовой пластинке, найденной в Херсонесе в 1946 году. Художник изобразил хтонического персонажа — змееногую женщину с бычьей головой. Таким образом, бык представлялся не просто "звериным" символом богини, а её собственной ипостасью. Ближайший аналог херсонесской Девы — скифская змееногая богиня земли Апи, которая, правда, изображалась с человечьей головой. Все это локальные варианты представлений о богине-матери, владычице сил плодородия.
Помимо Херсонеса культ Артемиды-Девы процветал в столице Боспорского царства Пантикапее (Керчи). Здесь, по данным историка Сергея Сапрыгина, была найдена нижняя часть мраморного идола конца II века до нашей эры. Скульптор изваял Артемиду, державшую на коленях отрезанную голову быка. Данный сюжет не имел аналогов в искусстве античного мира, что говорит о его крымском происхождении.
В культе Артемиды Таврополы человеческие жертвоприношения уже не совершались. Зато получили распространение тавроболии — ритуальные сцены «охоты на быка», кончавшиеся убийством самого животного.
Бык почитался в античном Крыму в составе культов других богов и героев. Про Диониса рассказывали, что он научил жителей Тавриды земледелию и вспахал здешнюю землю на двух быках, отчего страна и получила название. Во II веке в крымской Балаклаве был возведён храм Юпитера Долихена, который изображался стоящим на спине быка. Изображения быка встречаются на античных монетах многих крымских городов, но их значение не всегда можно определить.
А был ли культ?
Гипотеза о культе быка у тавров имеет и слабое место. Археологи не находят его подтверждений в собственно таврских культурных слоях (памятниках кизил-кобинской культуры). Поэтому не исключено, что «бычьи» элементы все-таки были привнесены в Крым колонизаторами-эллинами, а не таврами. Однако остатки культа сохранились до XX века.
В Средние века культ быка не забывался благодаря астрологии. Любопытное свидетельство о крымской Кафе (Феодосии) можно найти в записях турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби. Он писал, что «благодаря влиянию созвездия Тельца все быки здесь жирные и крупные, и коров множество».
В греческом селе Карачоль (Чернополье) под Белогорском в честь памяти римского императора Константина и его матери Елены каждый год закалывали быка. Действо совершалось 21 мая по старому стилю вплоть до революции 1917 года. Обречённому животному жители села золотили рога, а когда бык уже был мертв, люди окунали пальцы в его горячую кровь и рисовали ею крест на лбу. Этой же кровью мазали больные места. Данный обычай явно сохранился от древних тавроболий, участники которых обливались кровью для "очищения". Языческий обряд в Крыму лишь немного подвёргся внешней "христианизации". В честь праздника мужчины греческого селения боролись на поясах, а победитель получал в дар голову быка.
Бычий культ повлиял и на фольклор крымских татар, которые частично могут быть потомками тавров. У них бытовало представление о том, что планета Земля держится на рогах быка, а землетрясения случаются, когда бык поворачивает голову. В крымско-татарских сказках бык способен был принимать любой вид (льва, тигра, сабли). По мнению филолога Феры Сеферовой, это "остаток тотемистических представлений".
Татары южного берега использовали быков в качестве оберегов. Крымский исследователь Гирей Баиров писал со слов старожилов, что во время Великой Отечественной войны жители села Ускут провели ритуал. Они обошли село по кругу, держа шкуру чёрного быка (с сохраненной головой), чтобы защититься от фашистских бомб. Совпадение это или нет, но угроза с воздуха действительно миновала. В XXI веке некоторые крымско-татарские общественные деятели заявляют, что церемония жертвоприношения быка в Крыму должна быть возобновлена.
Источник: ufospace.net