Индия восхищает тем, что является довольно древней страной с массой загадок и необъяснимых исторических событий. На ее территории расположено огромное множество древних архитектурных памятников. Некоторые из них сооружались еще тогда, когда человек, казалось бы, не мог физически и технологически этого делать. Одной из самых интересных загадок вышесказанной страны является храм Аджанты с его великолепным интерьером.
Храм Аджанты
Индусы узнали о своей достопримечательности только в конце девятнадцатого века. Исследователи из Европы заинтересовались храмом Аджанты не раньше. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий храм находится в диких зарослях, которые практически полностью скрыли его от человеческого взора. Но самое интересное, что построили это великолепное сооружение задолго до появления Иисуса Христа. По красоте и роскошности храм Аджанты в разы превосходит пирамиды Хеопса. По массивности тоже им не уступает.
28 апреля, в 1819 году офицер из Великобритании решил отправиться в Индию, чтобы поохотиться на тигров. Звали его Джоном Смитом. Он поехал в нетронутые уголки Земли не сам, а с друзьями-сослуживцами, которые с радостью поддержали его идею. В то время самым выгодным для охотников являлся индийский штат Махараштра, который славился обилием различной фауны, в том числе и тигров.
В самый разгар охоты Смит заметил тигра недалеко от поселения Аджанта. Погнавшись за хищным животным, Джон наткнулся на ущелье, которое показалось ему странным и интересным одновременно. Тропические растения практически полностью скрывали его, поэтому Смит сначала не понял, какая ценность стоит перед ним. Он начал пробираться к загадочной пещере, рубая ножом заросли. Внезапно он заметил некое подобие человеческого силуэта, которое потом оказалось статуей Будды. Сделав еще пару шагов вперед, англичанин увидел, что в скале имеются многочисленные отверстия, которые показались ему входами и окнами. К счастью, он оказался прав, так как ему посчастливилось наткнуться на прекрасный храм Аджанты, названный в честь поселения, рядом с которым он расположен.
Случайные открытия
Приятно шокированный Смит быстро вернулся к товарищам и рассказал им, что ему удалось найти в зарослях. После небольшого совещания приятели Джона решили обследовать находку более тщательно. Для того чтобы войти в храм, им пришлось вскарабкаться на скалу. К счастью, отменная физическая подготовка военных дала о себе знать. В итоге охотники очутились в огромном помещении со сводчатым потолком и массивными колонами. В помещении было темно, но свежо. Соорудив примитивные факелы из сухой травы, охотники попытались подробно рассмотреть достопримечательность изнутри.
Честно сказать, от увиденного у любого отвисла бы челюсть. Мощные гигантские стены были украшены рельефными изображениями богов. Сводчатый каменный потолок, невероятно высокий и тяжелый, был настолько прекрасен, что казалось, будто бы его изготовил не человек, а волшебник-архитектор.
Древние художники, оформляющие стены храма Аджанты, явно были людьми без комплексов. Они открыто и максимально подробно изображали эротические сцены. Кроме этого, стены Аджанты были украшены изображениями царей и их прекрасных спутниц, богов, жрецов и других важных персонажей.
Несмотря на то, что каменный храм простоял в климате с высокой влажностью на протяжении нескольких тысячелетий, рисунки на его стенах остались насыщенными и красочными. Под куполом в основном зале святилища располагалась огромная статуя Будды, сохранившаяся отлично. Именно на ней восхищенный Смит, о котором говорилось ранее, решил поставить автограф.
Немного позже, после того, как Джон с товарищами вернулись в пещеру с нормальным освещением, оказалось, что храм Аджанты состоит из 29 пещерных мини-святилищ. Протяженность всего строения приравнивалась к 500 метрам. Вернувшись в родные края, первооткрыватели рассказали о храме представителям СМИ и всем знакомым. Подобные новости раньше распространялись по миру с невероятной скоростью.
Проклятие пещерного храма Аджанты
Новость о храме стала самой популярной, особенно в кругу различных исследователей и копателей. Особенно она заинтересовала археолога Джеймса Фергюсона, который в то время очень кстати обитал в Индии. Там он занимался торговлей, на чем заработал себе приличное состояние. Джеймс был известным любителем старинных архитектурных строений. В 1843 году он первым составил официальный отчет о храме Аджанты, который повез в Королевское азиатское научное общество. В данном отчете исследователь описал все пещеры Аджанты, из которых 5 оказались храмами, а остальные 24 — монастырями.
Фергюсон пронумеровал пещеры Аджанты. Его нумерация используется по сей день, так как это действительно оказалось удобным. Археолог призывал коллег отнестись к находке ответственно, так как ему она показалась загадочной и даже опасной.
В 1844 году пещерный храм решил посетить Роберт Джил — военный, архитектор и просто выдающийся человек, прославившийся различными достижениями. Ему необходимо было перенести на холст росписи стен храмов Аджанты. На протяжении нескольких лет исследователь выполнял свою миссию, тщательно и старательно копируя каждый узор, найденный в пещерных строениях. В конце 1847 года он выполнил вышеописанную задачу и предоставил результаты своей деятельности другим ученым.
Ученые совместными силами определили, что храмы Аджанты сооружались в различное время. Первое святилище возвели во 2-1 веках до нашей эры. В нем обустроили пять помещений, в которых прихожане могли совместно молиться. Остальные сооружения храма появились в 5 веке до нашей эры. Самые последние святилища возводились еще позже и предназначались для монахов, которые обустроили в них келья.
За время, проведенное в пещерах, Роберт Джил произвел не менее тридцати рисунков. Все его работы переправили в Лондон, после чего представили в Индийском павильоне Хрустального дворца. Таким образом, достопримечательности Аджанты были выставлены на всеобщее обозрение в огромном выставочном центре. В 1866 году зал, в котором находились работы Джила, практически полностью сгорел. Причину возгорания пожарные определить не смогли. Они заявили, что поджогов и прочих факторов, которые могли вызвать массовое возгорания, не было.
Пожар 1866 года погубил не все работы Роберта. Остальные сгорели в 1885 году во время пожара в одном из залов Королевского дворца. После этого многие заговорили о проклятии храма Аджанты, который якобы начал мстить за то, что его осквернили. В последующие годы все, кто пытался проникнуть в пещеры Аджанты, погибали при неизвестных и загадочных обстоятельствах. Возможно, проклятие, в которое все так сильно верили, действительно тогда обрело силу и решило отыграться на искателях приключений.
С 1861 года пещеры Аджанты находятся под охраной Археологического управления Индии. Причиной тому являлись вандалы, которые пытались прихватить с собой кусочек старины, либо оставить после себя некий след (выцарапанный на фреске), нещадно разрушая последние архитектурные памятники. Туда продолжают пускать туристов, но за ними теперь тщательно следят. Археологи так и не смогли ответить на вопрос: как древние строители сооружали столь великолепные и архитектурно сложные строения в пещере в практически полной темноте и без высокотехнологичных инструментов.
Источник: mirkosmosa.ru