Несколько столетий решающим фактором в сражениях Древнего мира были боевые колесницы. Их применяли в битвах с врагом и древнеегипетские фараоны: так в сражении при Кадеше между египтянами и хеттами участвовало сразу до пяти тысяч колесниц!
Лошадь — как ударная сила
Прежде чем начать рассказ о боевых колесницах Древнего Египта, надо отметить, что их появление было связано с двумя важнейшими вехами в истории человечества — приручением лошади и изобретением колеса. Согласно находкам археологов, человеку удалось приручить лошадь к началу IV тысячелетия до н.э, а уже во второй половине III тысячелетия до н.э. Появились домашние породы лошадей. Есть доказательства того, что лошадей сначала разводили на мясо и лишь через некоторое время стали применять в качестве тягловой силы и использовать в военном деле.
Уже к концу III тысячелетия до н.э. домашние лошади появились у многих народов Евразии и применялись как для сельскохозяйственных работ, так и в военных целях. По мнению ряда историков, именно приручение лошади позволило степным индоевропейским народам освоить и заселить огромные территории и продвинуться вплоть до берегов Атлантики. Кстати, самые ранние свидетельства одомашнивания лошади обнаружены при изучении ботайской культуры, существовавшей в период 3700-3000 гг. до н.э. на севере территории современного Казахстана.
Со временем лошадь превратилась в одну из основных ударных сил в многочисленных войнах, которыми, увы, полна история человечества. Сначала лошадей использовали в боевых колесницах, затем появилась кавалерия. Всадники на лошадях стали грозной манёвренной силой, достаточно вспомнить, что кавалерийские части участвовали даже во Второй мировой войне. Сейчас лошади, конечно, утратили своё военное значение, хотя они до сих пор используются в конной полиции, которая успешно применяется для ликвидации городских беспорядков.
Колесо меняет историю мира
Ранее историки полагали, что самое первое колесо появилось на Ближнем Востоке, однако последние археологические находки в какой-то мере свидетельствуют в пользу изобретения колеса на территории Европы. Так, в одном из курганов Запорожской области была обнаружена повозка катакомбной культуры с сохранившимся колесом, его возраст не менее 5 тысяч лет. В районе Кривого озера (Челябинская область) в захоронении синташтинской культуры археологи нашли остатки колесницы классического типа, её датировали 2026 годом до н.э.
В Месопотамии в шумерском городе Урук рисунки повозок появились где-то около 2700 года до н.э. Примерно к этому же времени относятся первые захоронения шумерских царей вместе с колесницами. Стоит отметить, что первые колеса представляли собой сплошные деревянные диски, насаженные на ось и зафиксированные клином. Позже появились колеса со спицами, а в I тысячелетии до н.э. кельты в своих колесницах стали применять колёса с металлическим ободом.
Как и приручение лошади, изобретение колеса стало важнейшей вехой в истории цивилизации. Возникла возможность перевозить значительные по весу грузы, существенно возросла мобильность человечества, помимо грузовых повозок появились боевые колесницы. Некоторые учёные не исключают версии, что колесо было изобретено практически одновременно в ряде весьма удалённых друг от друга регионов. А вот цивилизации доколумбовой Америки не знали колеса, до появления европейцев колесо также отсутствовало в Австралии и на юге Африки.
Появление колесниц в Древнем Египте
Колесница представляет собой двухколёсную повозку, в качестве её движущей силы использовались главным образом лошади. В своё время применение колесниц стало важнейшим фактором при ведении боевых действий. Изобретение колеса со спицами и ободом позволило сооружать очень быстрые и надёжные двухколёсные колесницы, которые появились около 2000 года до нашей эры. Использование же подобных колесниц достигло своего пика в 1300 году до н.э. Почти семь столетий колесницы активно использовались на полях сражений в самых различных странах.
В Древнем Египте колесницы появились в XVI веке до н.э. благодаря гиксосам. Это были соседние с Египтом кочевые племена, населявшие в то время территорию в районе современного Израиля. Около XVIII-XVI века до н.э. Гиксосы пошли войной на египтян и после ряда значительных побед завоевали у тех весьма внушительные территории. Только чудо спасло тогда Древний Египет от полного поглощения. Поражения египтян привели к закату Среднего царства. Надо ли говорить, что успех гиксосам в сражениях принесли именно боевые колесницы.
Египтяне быстро учли полученный от врага горький урок и переняли у гиксосов технологию изготовления колесниц; и не только переняли, но и в значительной степени её усовершенствовали. Их колесницы были гораздо легче и соответственно мобильнее, что давало им преимущество в сражении. К раме египетской колесницы прикреплялось плетеное дно и колеса из дерева, а её борта нередко оставались полностью незащищёнными. Из-за небольшого размера такая колесница выдерживала не более двух воинов, причём им приходилось воевать стоя.
Экипаж древнеегипетской «машины боевой» состоял из погонщика лошадей и лучника, причём первый с помощью щита ещё и прикрывал от поражения врагом лучника. Египтяне очень тщательно подходили к подбору лучников для колесниц, выбирая самых лучших, способных точно поражать врага даже во время движения на значительной скорости. Луки для лучников претерпели значительное усовершенствование, в колеснице также имелся большой запас стрел.
Довольно быстро египтянам удалось создать сильную армию, и они приступили к освобождению захваченных гиксосами территорий. Колесницы египтян превосходили тяжёлые колесницы гиксосов, что определило успех первых на полях сражений. Начал освобождение Египта от гиксосов фараон Камос, а завершил его Яхмос I. В храме фараона Яхмоса I в Абидосе археологи обнаружили части каменного рельефа, на которых есть изображения колесниц с конями. Есть там и изображение огромной фигуры Яхмоса на колеснице, который поражает врагов, также сражающихся на колесницах.
Великая битва колесниц
С тех пор колесницы стали играть значительную роль в истории Древнего Египта, помогая фараонам выигрывать многочисленные битвы на протяжении нескольких веков. Иногда колесницы сравнивают с танками, полагая, что в сражениях Древнего мира они использовались в подобном качестве. В какой-то мере это соответствует истине, но не всегда. Колесницы стоили довольно дорого, поэтому бросать их прямо на строй пехотинцев, где вознице и лучнику грозила верная смерть, обычно не решались.
Атакуя пешее войско, лучники колесниц, осыпая противника градом стрел, стремились рассеять его ряды и принудить к бегству. Если противник отступал, его с колесниц во время преследования добивали стрелами. В том случае, когда враг выдерживал первый натиск, колесницы, не доезжая до рядов противника, разворачивались для повторной атаки. Стоит отметить, что каждую колесницу сопровождали так называемые пешие бегуны, в их задачу входила её защита от пехотинцев противника. Спасающегося бегством противника «бегуны» добивали или брали в плен. Когда у противника также имелись колесницы, лучники египетских колесниц стремились вывести их из строя.
Наиболее подробно в египетских источниках описана битва при Мегиддо, когда фараон Тутмос III одержал победу над объединёнными войсками Сирии и Ханаана. Хотя колесницы имелись у обеих противоборствующих сторон, египетские возничие явно превосходили противника в мастерстве, что сыграло свою роль на поле боя. Любопытно, что в битве при Мегиддо Тутмос впервые разделил египетскую армию на центр, правый и левый фланги. До этого египтяне наступали на противника просто толпой.
Главный удар по врагу наносил центр, который возглавлял лично сам фараон, вооружённый мечом и стоящий в боевой колеснице. Атака египтян отличалась внезапностью и быстротой, их колесницы обрушились на врага и прорвали его строй, а фланги войска фараона выпустили по сирийцам и ханаанейцам тучи стрел. Те практически сразу панически бежали. Позже Тутмос лично продиктовал своим летописцам следующие слова: «Моё величество атаковало их, и они сразу обратились в бегство; сражённые падали, образуя кучи трупов».
Эти слова фараона потом увековечили на камнях храма Амона в Карнаке. Кстати, в этой битве фараон захватил 924 колесницы противника.
Великой битвой колесниц вполне можно назвать сражение при Кадеше, городе, который находился на территории современной Сирии. В этой битве схлестнулись войска египтян и хеттов, причём в каждом из — них находилось примерно по 2500 колесниц! Египетское войско возглавлял фараон Рамсес II, а войско хеттов — царь Муваталлис. Стоит отметить, что к этому времени колесницы с обеих сторон прошли ряд усовершенствований. Так, у их колёс было уже по восемь спиц вместо обычных четырёх или шести.
Удлинились концы осей, выступающих из колеса; по сути, они являлись острыми ножами. Ножи покороче крепились к передней части колесницы. Ворвавшись в расположение противника, такая колесница косила его воинов словно траву. Воздействие вот такой колесницы уже вполне можно сравнить с идущим напролом танком. Кстати, колесницу, как у хеттов, так и у египтян, везли две лошади, однако всегда имелась и запасная третья.
У Рамсеса II, отправившегося на битву с врагом, было четыре отряда, каждый назывался по имени какого-нибудь бога (Амон, Ра, Пта и Сет). Применив военную хитрость и дезинформировав египетского фараона с помощью ложных перебежчиков, хетты внезапно напали на отряд Ра, полностью разгромив его. Такой же участи не избежал и отряд Амона. Рамсесу II еле удалось спастись благодаря личному мужеству, охране и быстроте его лошадей. Хетты посчитали, что полностью разгромили египтян и занялись грабежом их покинутого лагеря.
Рамсес II, спасаясь бегством, неожиданно встретил отряд союзников Египта, который направлялся ему на помощь. Не раздумывая, фараон его возглавил, повернул назад и напал на расслабившихся и празднующих победу хеттов. По мнению историков, сражение при Кадеше закончилось вничью, хотя каждый из противников считал, что победил именно он. Так или иначе, но после этого сражения Египет и Хеттское царство закончили своё соперничество договором о ненападении, даже включив в него пункт о взаимной помощи.
После окончания правления Рамсеса III количество упоминаний и изображений, касающихся колесниц, резко уменьшилось. Создание колесниц и их использование стало приходить в упадок. Со временем на смену колесницам во всём мире пришла конница. Она была гораздо более манёвренной, тогда как для колесниц был нужен довольно ровный ландшафт. Время этого грозного оружия древности безвозвратно ушло.
Источник: ufospace.net