В конце XVII века масонские ложи стали появляться и в России. «Почтенные мастера» и «магистры» заманивали богатых вельмож, обещая им вечную молодость и обладание несметными сокровищами мира, но чаще просто использовали их, выкачивая деньги и вовлекая в занятия чёрной магией.
Масонские общества стали активно проникать из Англии в Европу в XVIII веке. Буквально соблазнив «тайными знаниями» аристократическую верхушку Франции, они переписали свою историю, присвоив себе происхождение от ордена тамплиеров и сделав свои ложи более привлекательными для простаков.
Оккультисты с Лазурного берега
Авиньонское общество, или Иллюминаты Авиньона, появились на Лазурном берегу Франции во второй половине XVIII века. Основателем ложи стал бывший монах-бенедектинец Антуан Пернети, который, очевидно, забыл, что слово «тайна» было написано на челе вавилонский блудницы и единственное спасение человека — через Библию. Он увлёкся идеями герметизма — постижением «тайных знаний», намёки на которые он обнаружил в глубинах монастырских библиотек. Пернети искал «знаки» в текстах древних египтян и эллинов, поклонялся египетскому богу мудрости Тоту и уверовал, что вот-вот постигнет тайны бытия.
Он отказался от монашества, снял рясу, вступил в масонскую ложу в Авиньоне и во всеуслышание объявил, что ждёт «откровение Небес», после чего им заинтересовалась святая инквизиция. Сжечь оккультиста за колдовство инквизиторы уже не могли, зато могли упечь в тюрьму, поэтому Пернети из Франции сбежал в Берлин — ко двору короля Пруссии Фридриха II.
Очевидно, что в Пруссии оккультизм тоже расцветал махровым цветом, потому что Пернети быстро пристроился на сытное местечко — стал хранителем королевской библиотеки, и уже никто не мешал ему расшифровывать древние тексты и искать способы превращения металлов в золото.
Здесь, в Берлине, он ознакомился с идеями шведа Эммануила Сведенборга, который утверждал, что уже общается с духами и даже «психически» контактирует с инопланетянами, а именно — с жителями Сатурна. Под влиянием шведа Пернети уверовал в собственную исключительность, основал общество берлинских иллюминатов и стал вести активную пропаганду среди придворных.
Его бурная деятельность не понравилась Фридриху, и король предпочёл распустить все неразрешённые сообщества, а француза отлучить от двора.
Пернети ничего не оставалось, как вернуться в Авиньон, где страсти уже утихли. Здесь он развернул бурную деятельность, сделав поместье маркиза де Вокроза в Бедарриде центром Авиньонской ложи, в котором была оборудована алхимическая лаборатория. Поместье было объявлено «Храмом на горе Фавор», иллюминаты — «новым народом Израиля», а сам Пернети стал именовать себя «Царём Израиля» — «Новым Спасителем человечества».
Ещё один мессия
После смерти Пернети и Французской революции ложа в Авиньоне пришла в упадок. В 1799 году новый «Царь Израиля» — поляк Тадеуш Грабянка — официально закрыл ложу «за грехи», но лишь затем, чтобы возродить её уже в России.
Грабянка был польским дворянином, который получил образование во Франции, женился на богатой невесте и начал именовать себя «графом», хотя никакого титула не имел.
Поворотным моментом в жизни Грабянки стало знакомство с Пернети в Берлине. Масоны завлекли Грабянку в ложу, заявив ему, что именно он — тот Избранный, кого Небо хочет возвеличить. Для этого нужно немногое — деньги и терпение. Избранного ждали семь лет учения, семь лет «повеления» и 14 лет «царствования». Честолюбивый поляк понял пророчество довольно буквально — он жаждал польской короны.
Грабянка вступил в ложу, действительно много лет изучал каббалу, прошёл несколько ступеней посвящения и посвятил жизнь оккультизму.
Грабянка уехал во Францию и стал одним из основателей Авиньонской ложи. После смерти Пернети он принял титул «Царя Нового Израиля», но вскоре деятельностью авиньонцев заинтересовался папский престол, и Грабянка перенёс деятельность на восток. Сначала он открыл ложи в Подолье, затем во Львове, а позже — в Санкт-Петербурге, справедливо рассчитав, что русские вельможи любопытны и богаты.
Его расчёты оказались верны. Вскоре в ложу «Новый Израиль» вступили приближённый императора Павла I вице-адмирал Сергей Плещеев, польский богатей граф Станислав Потоцкий и генерал-фельдмаршал князь Николай Репнин. Заседания ложи проходили в покоях цесаревича Константина Павловича, а спонсировал ложу богатый откупщик Михаил Ленивцев. Вельможи увлекались изучением древних текстов, общением с духами и толкованиями снов, которым придавалось пророческое значение.
Всё это приносило Грабянке деньги и быстро усиливало его влияние при императорском дворе. Удивительно, но предсказание действительно сбылось. Семь лет до смерти Пернети он учился, семь лет после — был мастером ложи и ещё 14-«царём».
Конец Грабянки
В 1807 году на фоне наполеоновских войн в России даже среди дворян началось движение против масонов и французского влияния. Кроме того, деятельность Грабянки не понравилась другой масонской ложе — розенкрейцеров. Авиньонское общество обвинили в занятиях чёрной магией и в оккультизме, а Грабянку арестовали.
Выяснилось, что во время собраний сам Грабянка выступал в качестве Христа, проводя «тайные вечери», на которых ему поклонялись, как богу, читая для этого особую молитву. Кроме этого стало известно, что руководители секты находятся под влиянием враждебных к России государств и готовят Второе пришествие, после которого собираются «править народами». Было и подозрение, что все деньги, получаемые от рядовых членов сообщества, Грабянка отправлял во Францию, в Авиньон.
Однако следователи сами попали в затруднительное положение. Призвать к ответственности членов Авиньонской ложи они не могли — это были влиятельнейшие богатейшие люди Российской империи. Среди членов ложи был даже князь Александр Голицын, занимавший в это время должность обер-прокурора Святейшего Синода, который лично хлопотал об освобождении 67-летнего Грабянки. Голицын был эпикурейцем и любителем Вольтера, а истинной верой считал некое сентиментальное благочестие, сдобренное смесью из православных догматов и суеверий.
Поэтому дело спустили на тормозах. Обвинения против Грабянки строили на его же показаниях, со временем половина документов из дела исчезла. Все обвиняемые в содействии поляку были признаны невиновными. Да и сам Грабянка подтверждал, что о его деятельности во Франции петербургские вельможи ничего не знали и в настоящие тайны Авиньонской ложи посвящены толком не были.
Постепенно шумиха, связанная с арестом «Царя Нового Израиля», утихла. Сам же Грабянка через полгода заточения в мрачной Петропавловской крепости неожиданно умер. По одной из версий — отравился, по другой — его отравили неизвестные враги.
Поскольку поляка все же похоронили на святой земле — в базилике Святой Екатерины на Невском проспекте, версию о самоубийстве можно исключить.
Видимо, российский двор оказался решительнее папского престола и Святой инквизиции и решил вопрос кардинально. Впрочем, это лишь догадки.
Журнал: Загадки истории №18, апрель 2020 года
Рубрика: Заговоры и мятежи
Автор: Михаил Троицкий
Источник: ufospace.net